
7.75
127662
7.30
1600
Сериал Штрафбат онлайн
Актеры:
Алексей Серебряков, Юрий Степанов, Александр Баширов, Илья Коврижных, Алексей Жарков, Михаил Еремеев, Роман Мадянов, Дмитрий Назаров, Андрей Смоляков, Виктор Супрун
Режисер:
Николай Досталь
Жанр:
боевики, драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2004
Добавлено:
1-11 серия из 11
(09.05.2015)
О чем сериал «Штрафбат»
Зачастую, листая страницы истории, мы не находим ответа на вопрос о тех, чья самоотверженность и жертвы остались безвестными. Их подвиг, погруженный во мрак забвения, лишен индивидуальных черт, а над их упокоившимися местами не воздвигнуты надгробья с гравировкой имен и фамилий. Они были, по сути, расходным материалом, бесценной, но анонимной платой за победу. Отправленные в самые отчаянные точки фронта, в адские котлы, где шансы на выживание были ничтожно малы – под шквальный огонь неприятеля, в полосу обороны, крепко удерживаемой фашистскими войсками.
Эти формирования, звания штрафных батальонов, зачастую оставались без надлежащего снабжения: оружие им не выдавалось, и уж тем более не полагалось продовольствие. Отступления не предусматривалось – путь назад был отрезан, их движения контролировались отрядами НКВД, вооруженными советским стрелковым оружием. Впереди, словно призрак смерти, нависало оружие немецкое, готовое обрушиться на них всей своей разрушительной мощью.
Представленная работа, кинематографическое полотно, посвящено трагическим судьбам бойцов штрафных батальонов, чьи невероятные усилия и самопожертвование, порой героическое сопротивление, значительно ускорили приход долгожданной победы в той ужасающей, пропитанной кровью и страданиями войне. Их вклад, скромно затерявшийся в общей картине, был критически важен для исхода этого кровопролитного конфликта. Фильм призван воздать им должное, пусть и посмертно, и напомнить о цене, заплаченной за свободу. Рекомендуем к просмотру
Рецензии
## Ода забытой доблести: Размышления о сериале "Штрафбат"
Недавно мне посчастливилось приобщиться к произведению, которое, кажется, пробудило во мне затерянные уголки души – военной драме "Штрафбат". Порой мне кажется, что современный кинематограф, поглощенный погоней за сенсациями и эффектами, утратил способность затрагивать самые сокровенные струны человеческой души. Криминальные ленты, хоть и привлекают своим динамизмом, оставляют лишь привкус горечи и отчуждения. А здесь… Здесь открывается окно в мир, где героизм, самопожертвование и стойкость духа становятся не просто словами, а живой реальностью, пронизывающей каждый кадр. Я совершенно не жалею о том, что эта встреча произошла, пусть и была случайной.
Ирония судьбы – сериал, чей год выхода, две тысячи четвертый, кажется, погребен под слоем времени, – вплоть до недавнего момента оставался лишь отдаленным эхом, прошептанным на страницах интернет-форумов. Совпадение – демонстрация по Первому каналу накануне празднования Дня Победы – стало поворотным моментом, предоставившим мне возможность погрузиться в эту историю. Ограниченное количество эпизодов, всего одиннадцать, позволило проследить развитие событий в течение дня, что само по себе является редкостью для российского телевидения, особенно когда речь идет о столь серьезной тематике. Неужели, наконец, осознали, насколько важна для нас поддержка интереса к этой эпохе, к подвигу наших отцов и дедов? Военные фильмы не просто развлекают – они воспитывают, пробуждают в нас лучшие качества, те, что, казалось бы, утрачены навсегда, но еще способны прорасти в сердце. Я искренне надеюсь, что подобные проекты не исчезнут с экранов, ведь поиски действительно стоящих работ – задача не из легких.
Недавно я с досадой констатировала удручающий уровень предсказуемости и шаблонности в отечественном кинематографе, в частности, в сериале “Белая ночь”. Но “Штрафбат” явился глотком свежего воздуха, возродил веру в возможности российского кино. Я, признаюсь, с некоторой долей скептицизма отношусь к многосерийным форматам, считая, что самые емкие и трогательные истории умещаются в рамки полнометражного фильма. Однако, “Штрафбат” убедительно доказал, что и в многосерийном повествовании можно создать шедевр, способный захватить внимание зрителя с первой же секунды и не отпускать до самого финала.
В этой драме вас не встретят голливудские спецэффекты и эффектные постановки – это не эксплуатация насилия и, тем более, не поверхностная “мыльная опера”. Сила этого сериала кроется в его глубине, в стремлении режиссера и всей съемочной группы донести до нас правду о тех трагических событиях. Нечасто увидишь сегодня фильм или сериал, способный вызвать столь бурю эмоций, заставить испытать калейдоскоп чувств – от смеха и радости до слез, боли и разочарования – буквально за несколько минут экранного времени. Это поистине редкое явление, способное проникнуть до самых глубин души.
К сожалению, современные российские фильмы, включая такие заметные проекты, как “Битва за Севастополь” и “Сталинград”, не смогли покорить мое сердце в той же степени. По моему мнению, они страдали от излишней зависимости от компьютерной графики и нехватки искренности. Актерская игра казалась наигранной, а костюмы и реквизит не соответствовали эпохе. В то же время, фильмы прошлых лет, такие как любимая мною “Звезда”, “Адмиралъ”, “Кукушка” или “На безымянной высоте”, поражают своей глубиной, правдивостью и способностью тронуть самые сокровенные струны души. Я не пытаюсь провести строгую параллель – это просто констатация факта: нечто изменилось, и не всегда в лучшую сторону.
"Штрафбат" – это не просто сериал, это событие, которое я с благодарностью внесла в свою коллекцию любимых фильмов. Позвольте же мне теперь рассказать вам немного о сюжете, о том, что делает эту историю столь уникальной и захватывающей.
Повествование разворачивается вокруг майора Красной армии, оказавшегося в немецком плену. Судьба уготовила ему череду невообразимых испытаний – бегство из плена, отторжение со стороны сослуживцев, отчаяние и лишь один выход – искупить свою вину кровью. Ему поручают командование "штрафбатом" – отрядом, состоящим из тех, кого лишили всего, кого готовили стать пушечным мясом, отправляя в самые опасные участки фронта без оружия и пропитания. Это были люди, у которых не было ничего, кроме надежды на искупление, вынужденные выполнять невыполнимое, контролируемые жесткой рукой НКВД. Попасть в штрафбат значило обречь себя на верную смерть.
Как же руководить людьми, обреченными на гибель? Майору Твердохлебову предстоит столкнуться с нечеловеческими трудностями, но обратного пути нет.
"Штрафбат" – это не просто захватывающая история, это возможность пережить трагические события, испытать вместе с героями боль и страх, увидеть их мужество и самопожертвование. Позвольте мне подчеркнуть, что создатели сериала сумели передать историческую атмосферу с поразительной точностью, используя диалекты и реквизит, которые переносят зрителя в эпоху Великой Отечественной Войны.
Этот сериал – дань уважения людям, которые отдали свои жизни за свободу нашей Родины. Я искренне надеюсь, что мой отзыв побудит вас к просмотру "Штрафбата", к погружению в эту удивительную и трогательную историю.
Напоследок позвольте выразить благодарность Николаю Досталю, режиссеру этого замечательного сериала, за его умение донести до нас правду о прошлом и актерам, которые сумели воплотить на экране образы, заставляющие сопереживать и думать. Посмотрев "Штрафбат", я непременно продолжу поиски других произведений этого талантливого режиссера, а также наслажусь музыкой, которая идеально дополняет атмосферу фильма, вызывая самые теплые и светлые воспоминания.
Спустя годы, после того как я впервые столкнулась с многосерийным телефильмом «Штрафбат», меня не отпускало ощущение диссонанса, вызванное грубыми неточностями, вопиющими ляпами и откровенно невозможными эпизодами, предстающими перед зрителем в рамках якобы воссозданной эпопеи Великой Отечественной войны. Изначально я не придавала этим несоответствиям особого значения, однако повторное знакомство с этой кинематографической попыткой пересказа истории заставило меня проявить инициативу и зафиксировать эти вольнодумства, эти посягательства на историческую правду.
Несомненно, сериал оказал глубокое воздействие на немалое число людей, заставив поверить в то, что им демонстрировали. Однако, следует помнить о фундаментальном значении предмета «История Отечества», хранящего бесспорные данные, которые категорически опровергают многие события и нюансы, показанные в этом кинематографическом полотне.
Из архивных документов и фундаментальных трудов историографии нам известно, что приказ №227, подписанный Иосифом Виссарионовичем Сталиным 28 июля 1942 года, кардинально изменил ход военных действий. Его более известное название – "Ни шагу назад!" – отражало отчаянную необходимость стабилизации фронта. 1942 год ознаменовался периодом крайне тяжелых испытаний для Красной Армии. Противник прорвал оборонительные рубежи, и немецкие войска, словно лавина, устремились вглубь территории СССР, угрожая богатейшим нефтеносным районам Кавказа и великому городу Сталинграду. Наблюдался хаотичный отход войск, солдаты покидали позиции, движимые лишь инстинктом самосохранения, а не патриотическим долгом. Именно в этот критический момент, осознавая всю сложность и острую необходимость предотвращения катастрофы, Сталин приказал любой ценой остановить продвижение немецких войск. Решение было принято в пользу самых, на мой взгляд, бесчеловечных и жестоких мер – расстрел солдат, осмелившихся бросить строй и отступить.
Именно этот приказ стал переломным моментом в истории войны. Моральный дух войск был укреплен, и они осознали, что лишь они способны защитить Родину. Они стояли насмерть, отчаянно стремясь сломить натиск врага, и у них это начинало, пусть и медленно, но все же, получаться. Из приказа последовало усиление штрафных подразделений, внесших значительный вклад в приближение долгожданного Дня Победы.
Однако, утверждение фильма о том, что в штрафные батальоны попали все заключенные ГУЛАГа, представляется вопиющим искажением истины, противоречащим множеству документальных свидетельств. Вместо того, чтобы пренебречь необходимостью изучения архивных материалов, обращение к ветеранам войны могло бы пролить свет на реальную картину событий.
Документы однозначно свидетельствуют о том, что освобожденные заключенные пополнили ряды Красной Армии, а лишь незначительная часть была направлена в штрафные части. С момента издания приказа до окончания войны в эти формирования поступило около полумиллиона человек, в то время как численность действующей армии составляла около шести миллионов. Этот непропорциональный показатель позволяет сделать вывод о том, что штрафников было относительно немного, что, в свою очередь, подчеркивает их ценный, пусть и скромный, вклад в победу. Они прошли через невероятные тяготы войны, испытали на себе весь ужас сражений, и понесли огромные потери, непропорционально превышающие потери регулярных войск.
Неправдой является и представление в фильме о совместной службе штрафников и офицеров действующей армии. Приказ четко регламентировал направление в штрафные части исключительно офицеров и сержантов, проявивших трусость и попытавшихся покинуть поле боя. Численность таких подразделений, как правило, не превышала восьмисот человек, в то время как рядовые солдаты, поддавшиеся панике, направлялись в штрафные роты, численность которых не превышала двухсот человек. Все эти люди находились под командованием офицеров действующей армии, которые, в свою очередь, получали за это значительные льготы: месяц службы в штрафбате приравнивался к полугоду, обеспечивался быстрый карьерный рост и повышенное денежное довольствие. Срок пребывания штрафников, как правило, варьировался от одного месяца до трех.
На практике, штрафные части представляли собой обычные стрелковые отряды, оснащенные легким вооружением, предназначенные для быстрого перемещения и выполнения специфических задач: поиск огневых позиций противника, захват важных участков местности, доставка пленных, обладающих ценной информацией, и т.д. Представлять их как ударные подразделения, непосредственно противостоящие мощному вражескому огню, не соответствует законам военного времени, когда каждый солдат и каждая винтовка бесценны.
В фильме зрителям демонстрируется картина, где ряды штрафников пополняют "политические" заключенные и обычные преступники, находящиеся под командованием капитана Твердохлебова, самого являющегося штрафником. Настоящий командир мог руководить подразделением лишь действующий офицер, соблюдая все юридические нормы. Совместное нахождение простых солдат и преступников было невозможно, поскольку они служили в разных частях и ротах.
Нам также предстает нереалистичная ситуация, когда рядовой Цукерман получает два ранения, но остается в строю. Более того, появление священника Михаила, благословляющего солдат перед боем, кажется анахронизмом, учитывая скептическое отношение к религии в те годы.
Особый интерес представляет история штрафника Глымова, признающегося в убийстве полицейских и инкассаторов. Однако, история знает, что такие преступники не допускались к военной службе.
Диалог между офицером и Твердохлебовым намекает на необходимость гибели для искупления вины. Однако, это противоречит возможности досрочного выхода из штрафбата, основанного на храбрости и самоотверженности. Ранение или гибель также считались искуплением вины перед Родиной.
Даже образ разведчиков, движущихся без маскировки, разводящих костер под носом у немцев и громко разговаривающих, кажется неправдоподобным.
Подводя итог, следует признать, что, несмотря на грубые искажения исторических фактов, фильм заслуживает внимания благодаря отличной игре актеров и относительно щадящему сценарию, лишенному чрезмерной жестокости. Однако, надеюсь, что в скором времени появится документальный фильм, не искажающий историю и подтверждающий здравый смысл.
После завершения просмотра этого захватывающего сериала, возникло непреодолимое желание поделиться своими глубокими переживаниями и размышлениями о нём. Сразу стоит отметить, что авторам удалось создать удивительно правдивую, реалистичную картину, не столько воспроизводя документальные хроники, сколько воссоздавая атмосферу эпохи посредством глубокой художественной интерпретации.
Воспоминания из детства, когда моя бабушка, хранительница семейных преданий, делилась со мной историями о суровых временах войны, нашли в этом сериале отклик и подтверждение. Погружаешься в трагическую эпоху, когда бесчисленные человеческие жизни были безвозвратно утрачены из-за непростительной глупости, продиктованной жаждой завладеть незначительными клочками территории. Солдаты, отчаянно желающие скорейшего окончания кровопролитного конфликта, зачастую становились пешками в руках командиров, не проявлявших ни малейшего сострадания, без колебаний отправлявших их на верную смерть.
Особого внимания заслуживает актерская игра, достигшая высочайшего уровня мастерства. Артисты сумели филигранно передать гамму чувств, терзающих души бойцов, идущих в бой: первобытный страх, отчаянное нежелание умереть, и, несмотря ни на что, неугасимая воля к борьбе. В их глазах читается невысказанная мольба о спасении, а в каждом движении – тяжесть непосильной ноши.
Политический контекст, несомненно, присутствует, однако, намеренно опускаем его обсуждение. Бесконечные споры о политике тех лет не имеют особой ценности в данном контексте. Гораздо важнее то, как сериал раскрывает образы простых русских мужиков, отдавших свои жизни за защиту своей Родины. Сериал по сути своей является своеобразной данью памяти этим отважным ребятам. Они пережили немыслимые страдания: плен, мучительные пытки, потерю друзей, близких и родных. Все это находит отражение в "Штрафбате", создавая невероятно мощный и эмоциональный резонанс.
Известно, что в штрафбаты направляли всех, кто попадал в поле зрения командиров. Там оказывались и настоящие преступники, но и те, кто стал жертвами мелких проступков и недоразумений, которым никто не мог помочь. Трагедия заключается в том, что эти люди, независимо от своей вины, стали заложниками обстоятельств.
Невозможно не испытывать глубокую радость от того, что наша страна не забыла свою историю и продолжает создавать художественные произведения, не стремящиеся к документальной точности, а лишь стремящиеся сохранить память о тех драматичных событиях и людях, которые стали частью нашей общей судьбы. Это не просто фильмы, это своеобразные памятники, воздвигнутые в честь поколений, отдавших свою жизнь за свободу и независимость Отечества.
Не стану растекаться туманом, скажу прямо: этот многосерийный телефильм, вопреки нападкам со стороны многочисленных самопровозглашенных критиков и деятелей, стремящихся к жесткой правде, обладает поразительной, ощутимой правдивостью.
Не стану идеализировать: безупречным он не является. Однако, его притягательность неоспорима. Персонажи – это не плоские, схематичные фигуры, а живые, объемные личности, со своими слабостями и достоинствами. Благодаря филигранной актерской игре, их переживания, их жизненные перипетии резонируют с вами на глубоко личном уровне, становятся вашими собственными.
Можно упомянуть в качестве параллели еще один, менее известной широкой публике, картину – "Гу-га". Да, его тоже подвергли критике, однако, отрицать художественную ценность этого фильма было бы вопиющей несправедливостью.
Созерцая происходящее на экране, я усматриваю не просто солдат, а настоящих воинов, бесстрашных бойцов, готовых на самопожертвование. Их стойкость и преданность делу контрастируют с трагическим эпизодом, когда трехмиллионная армия была вынуждена сдаться в плен (хотя, безусловно, не все солдаты поступили подобным образом). Напоминая о воинском долге, мы, к сожалению, не всегда проявляем соответствующую ему доблесть.
Не сомневайтесь, это произведение заслуживает вашего внимания и, безусловно, рекомендовано к просмотру.
Восхищение, которое испытываешь после просмотра этого киноленты, поистине безгранично. Это не просто фильм, это – кинематографический феномен, пронизанный глубоким гуманизмом и трагизмом. Актерская игра заслуживает самых восторженных эпитетов – это не имитация, это воплощение, глубочайшая эмпатия с судьбами воинов, переживших ад войны. Они не просто изображают солдат, они воскрешают их из пепла истории, даря нам возможность заглянуть в их души, почувствовать их боль, их надежды, их самоотверженную преданность Родине.
Этот сериал захватил меня целиком и полностью, не оставив равнодушным. Ты не просто смотришь происходящее на экране, ты становишься свидетелем подвигов, ты веришь каждому слову, каждому жесту, каждой слезе. Невольно испытываешь глубочайшее почтение и искреннюю любовь к этим бесчисленным, безымянным героям, чьи имена остались навеки занесены в списки павших. Такие произведения, безусловно, должны стать неотъемлемой частью воспитательного процесса, служить наглядным уроком для подрастающего поколения. Необходимо, чтобы молодое поколение осознало, какой колоссальный жертвенный вклад был внесен нашими предшественниками, нашими отцами, дедами и прадедами, ради достижения Великой Победы – освобождения от фашистского ига. Победы, которая даровала нам возможность жить сегодня в суверенной, процветающей стране, носящей гордое имя Россия.
От всей души склоняюсь перед создателями этой потрясающей киноленты, перед талантливыми актерами и всем съёмочной группе – за их труд, за их преданность истории и за ту возможность, которую они предоставили нам, чтобы помнить и чтить память о героях. Их работа – бесценный дар для будущих поколений.