
Сериал BBC: Сокровища Древнего Рима /Treasures of Ancient Rome/ онлайн
Режисер:
Тим Дунн
Жанр:
Discovery&BBC, документальные
Страна:
Великобритания
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 3
(15.03.2015)
О чем сериал «BBC: Сокровища Древнего Рима»
В общественном сознании Древний Рим, как правило, воплощается в образе грозной военной машины, расширяющей границы своей империи посредством кровопролитных завоеваний. Воображение рисует картины гладиаторских поединков, вздымающиеся к небесам колоссальные сооружения и сложную систему законодательства, оказавшую определяющее влияние на формирование правовых основ множества европейских государств. При этом, укоренившееся мнение склоняет к мысли о том, что римляне проявляли незначительный интерес к столь значимым сферам человеческой деятельности, как литература, скульптура, живопись и фресковая живопись. И даже если периоды мирного сосуществования и передышки между конфликтами позволяли им посвятить время творчеству, то созданные ими произведения, по мнению многих, не смогли бы оставить заметного следа в мировом культурном наследии.
Однако выдающийся исследователь древних цивилизаций, Алистер Сук, бросает вызов этому устоявшемуся и, как он считает, ошибочному представлению. На протяжении многих лет, путешествуя по бескрайним просторам, некогда объединенным под властью Римской Империи, Сук убедительно демонстрирует, что художественный потенциал Древнего Рима был поистине необъятен и поражал своим величием. Его работа убедительно доказывает, что вклад римского искусства в формирование мировой культуры был существенно преуменьшен, и заслуживает более глубокого и пристального изучения. Сук призывает к пересмотру устоявшихся оценок, представляя богатейшее наследие, которое долгое время оставалось в тени военной славы и политических свершений. Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Замечательно, как зрительская реакция на познавательные программы зачастую отклоняется от предполагаемой траектории. Вместо очарования бесценными артефактами, воссоздающих утраченные техники создания камей, изысканных мозаик, тонких скульптурных портретов и монументальных фресок, внимание аудитории концентрируется на ремарках ведущего, касающихся вопросов сексуальности в античности. Кажется, что обнаружение сломанного кубка Уоррена не дает полного представления о контексте, и у зрителей возникает острая потребность комментировать высказывания, а не созерцать великолепие древних цивилизаций.
Да, однополые связи не были неизвестны античному миру, да, среди римских императоров встречались индивидуумы, склонные к потаканию своим плотским желаниям. Что же в этом столь возмутительно? Неужели проще обвинить ведущего, который, с неподдельной увлеченностью, стремится охватить всю панораму античной культуры, не ограничиваясь исключительно эротическими мотивами, чем признать сложность и многогранность истории? Словно, изображенные на стенах Лептис-Магна мужские половые органы снимают с него всю ответственность за объективное повествование.
Утверждать об отсутствии художественной ценности в искусстве Древнего Рима – это демонстрировать глубочайшее незнание предмета. Любой уважающий себя курс истории культуры, посвященный античности, неизбежно включает в себя разбор римского искусства, как правило, в спешке, с акцентом на его вторичность по отношению к греческому наследию. Римляне сами сознательно культивировали этот образ, стремясь подчеркнуть свою исключительность как народа воинов, политических стратегов и юристов, а не как выдающихся скульпторов и живописцев. Вспомним цитату из "Энеиды", звучать которой она начинает драматическую канву сериала – она является ключевым элементом для понимания замысла создателей. В этом контексте задача, стоящая перед сериалом, становится очевидной – показать не только эстетику, но и социокультурный контекст.
Несомненно, сериал проникнут политическим подтекстом, однако это вряд ли способно удивить российского телезрителя. Скорее, его возмутит не сам факт политизированности, а ее отклонение от привычного, предсказуемого формата. Прежде чем осуждать политический уклон, необходимо понять: действительно ли под властью Каддафи мозаики пришли в состояние крайнего запустения, требующее внимания и реставрации? Если это так, то акцент на политический аспект становится вполне оправданным.
В целом, сериал является настоящим сокровищем, и я искренне рекомендую его к просмотру всем ценителям истории и культуры. Это увлекательное путешествие вглубь прошлого, которое заставит задуматься о многом.