8.31 92656
7.70 1400

Сериал Тихий Дон (1957) онлайн

Актеры:
Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Даниил Ильченко, Людмила Хитяева, Николай Смирнов, Александр Жуков, Наталья Архангельская, Александра Денисова, Алексей Благовестов
Режисер:
Сергей Герасимов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1957
Добавлено:
сериал полностью из 3 (02.04.2014)
О чем сериал «Тихий Дон (1957)»
Произведение, вошедшее в золотой фонд мировой литературы, стало вершиной творческого пути Михаила Шолохова, удостоенного за него престижной Нобелевской премии. Его неоспоримое величие и глубина признаны включением в канон величайших литературных положений, созданных талантами прошлых эпох. Действие этого масштабного романа разворачивается в бурные и переломные годы Российской империи, в начале XX столетия. Эпоха, ознаменованная колоссальными потрясениями, жестокими испытаниями и несметными человеческими потерями. Кровавые оковы Первой мировой войны, последовавшая за ними революционная буря – всё это наложило неизгладимый отпечаток на судьбу донского казачества. Традиционный уклад жизни был разрушен, а глубинные моральные ориентиры подверглись радикальной переоценке, породив внутренний раскол и духовную ревизию. Грядущий сериал предпримет попытку воссоздать и донести до зрителя повествование о драматической судьбе Григория Мелехова, центрального персонажа романа. Мы станем свидетелями череды лишений, скорбей и тяжких испытаний, которые выпали на его долю, на фоне тщательно воссозданного исторического полотна, с его трагедиями и надеждами. Зритель ощутит на себе всю тяжесть эпохи, сопереживая герою в его метаниях и поиски истинного пути. Сериал станет не просто экранизацией, но и погружением в сложный мир донского казачества, столкнувшегося с грандиозными социальными и политическими переменами.
Рецензии
Прежде чем погрузиться в размышления об этом кинематографическом произведении, позвольте мне предостеречь пытливого зрителя: нижеследующее эссе изобилует откровенными спойлерам. Если вы еще не ознакомились с бессмертным романом Михаила Шолохова или не лицезрели его экранную интерпретацию, настоятельно рекомендую воздержаться от прочтения дальнейших размышлений, дабы не лишить себя удовольствия первооткрытия. Экранизация "Тихого Дона" Сергея Герасимова, кажется, не имеет достойных соперников в контексте перенесения на экран этого эпического полотна. Три серии фильма с поразительной точностью воспроизводят события, запечатленные на страницах романа, и, что самое важное, бережно сохраняют ту неповторимую атмосферу, которую с таким мастерством сотворил великий русский писатель. Перед нами разворачивается панорама России, охваченной бурей перемен, эпохи, когда вековые устои рушатся под натиском истории, когда судьбы оказываются переплетены с жестокостью времени, когда человеческая жизнь теряет свою очевидную ценность. Зритель становится незримым свидетелем жизни донских казаков, знакомится с их бытом, традициями, обычаями и неписаными законами. В фильме представлен обширный плеяда персонажей, среди которых особым образом выделяется фигура Григория Мелехова, блестяще воплощенная на экране Петром Глебовым, актером, чей талант, к сожалению, оставался в тени на момент съемок. Возникает вопрос о некоторой возрастности актера на фоне молодежи, изображаемой им, однако Глебов, словно обладая редким даром, сумел передать всю глубину характера Мелехова, проявить трагизм его судьбы. Эта судьба, как и судьбы многих, оказывется тяжелейшей, выкованной из страстей, потерь и разочарований. Молодой Григорий оказывается на перепутье, раздираемый противоречивыми чувствами и страстями, способный на жертвы ради любви к замужней женщине – Аксинье Астаховой. Элина Быстрицкая с присущим ей артистизмом воплотила образ Аксиньи Астаховой, и, как гласит одна из версий, актриса, по легенде, буквально умоляла режиссеров о возможности исполнить эту роль, мечтающей о воплощении образа сильной и волевой казачки, готовой на все ради любви. Зинаида Кириенко с блеском сыграла роль Натальи, передав главный женский образ страдающей жены Григория, ее душевные терзания и боль. Другие актеры также заслуживают самых лестных отзывов. Особо хочется отметить игру Даниила Ильченко, сыгравшего Пантелея Прокофьича – отца Григория, воплощающего на экране те ценности, которые сейчас так востребованы зрителями. Пожалуй, Пантелей – единственный персонаж, чьи уста не чужды шутливому настроению, разряжающему напряженную атмосферу. Сергей Герасимов проявил себя как тонкий и чуткий читатель, сумевший уловить и передать то, что хотел сказать Шолохов. Однако, как известно, ни один режиссер не смог до конца экранизировать великий роман или повесть. Перед всеми стоит извечная проблема необходимости сокращения сюжета, что, безусловно, неизбежно ведет к утрате некоторого объема информации. К примеру, во второй части романа значительную роль играет Илья Бунчук, однако в фильме его роль существенно сокращена. Режиссер, к сожалению, предпочел опустить линию отношений между Анной и Бунчуком, показав лишь краткие моменты их чувств. Но действительно ли современный зритель потерял что-то важное от этих опущения? Вероятнее всего, нет, поскольку значительное внимание во второй части романа уделяется революционным событиям, а их причины и следствия зачастую оказываются не столь интересны зрителю, утомляя и тормозя развитие сюжета. Сцены, изображающие события Мировой и Гражданской войн, поражают своей реалистичностью и правдоподобием. Постановка батальных эпизодов демонстрирует поразительный профессионализм, превосходящий, казалось бы, имеющиеся на тот момент технические возможности. Даже зритель, привыкший к современным блокбастерам, не может не оценить масштаб и детализация авторского видения. Первый бой показан с исключительной тщательностью, позволяющей оценить профессионализм художника, постановщика и актеров. К слову, сцена убийства Петра не вызывает той тяжести переживаний, что наблюдается в более поздней, но, к сожалению, неудачной экранизации Бондарчука. Однако, следует отметить, что Герасимов не в полной мере раскрыл тему переговоров между казацкими атаманами и представителями красной армии. Тем не менее, все эти незначительные недостатки не притеняют общего великолепия картины. В чем же заключается трагедия главного героя? Вероятно, перед нами трагедия не просто личности, оказавшейся по воле судьбы в эпицентре событий, в месте, где ей не предначертано быть. Авторы показывают нам историю целого поколения, погрязшего в кровопролитии и идеологических спорах. Мелехов – один из многих, чья судьба была искалечена жестокостью происходящих событий, чей путь истины вел во тьму, в утрату веры в народ и в самого себя. Фильм, подобно книге, завершается возвращением Григория в полуразрушенный войной дом, к родному сыну, почти единственному, кто остался у него из близких. Но кто сможет с уверенностью утверждать, что на душе Мелехова воцарился покой после пережитых бурь и революций? Станет ли жизнь мужчины столь же спокойной, как течение тихого Дона...? На этот вопрос, пожалуй, каждый из нас должен ответить сам. Приятного погружения в мир "Тихого Дона".
Попытка вместить всю глубину и многогранность шедевра Михаила Шолохова, воплощенного на экране Сергеем Герасимовым, в рамках скромного отзыва кажется поистине непосильной задачей. Экранизация "Тихого Дона" – это не просто переложение сюжета, это, безусловно, глубокое погружение в трагическую эпоху, в мир донских казаков, раздираемый жестокой гражданской войной. При создании кинокарналов по произведениям великих авторов, подобно Шолохову – истинному виртуозу слова и мысли, – налагается священный долг сохранить всю филигранную сложность повествования, те тончайшие нюансы, что и формируют уникальную авторскую задумку. Когда фильм резонирует с читательским опытом, вызывая столь же бурный водоворот эмоций, можно с уверенностью говорить об успешной адаптации. Лично для меня, некоторые эпизоды сериала превзошли даже ожидания, сформированные многократным прочтением романа, вызвав еще более глубокое сопереживание и потрясение. Безусловно, стоит отметить поразительную точность, с которой создатели картины воссоздали мир, описанный Шолоховым. Ощущается, что фильм не просто создан по сценарию, а словно выдыхается из самого сердца романа, благодаря тонкому чувству стиля и уважению к первоисточнику. Локации, выверенные до мелочей, – ростовские станицы, пропитанные духом прошлого, – добавляют фильму аутентичности и достоверности. Невозможно не отметить и превосходный подбор актерского состава. Поразительно, но образы героев, возникавшие в моем воображении при чтении романа, нашли свое воплощение на экране именно в этих лицах. Игра актеров – это поистине феноменальное достижение. Каждый персонаж, даже эпизодический, наделен глубиной и правдоподобием. Станиславский, великий мастер перевоплощения, несомненно, сказал бы: "Я верю!". В процессе просмотра я забывал о том, что смотрю кино, а словно переносился в ту бушующую эпоху, наблюдая за жизнью реальных донских казаков. За такую работу следует воздвигнуть памятник гениальному режиссеру Сергею Герасимову, чья финальная сцена – это сама квинтэссенция трагедии, будоражащая душу и вызывающая невыразимое сочувствие. Петр Глебов в роли Григория Мелехова демонстрирует поистине выдающуюся игру. Ему удалось передать всю противоречивость и трагизм своего героя, сделать его глубоко человечным и понятным зрителю. Элина Быстрицкая в роли красавицы и роковой женщины Аксиньи, безусловно, справилась с непростой задачей, передав сложность и неоднозначность ее натуры. Особое уважение заслуживает внимание создателей к деталям быта и культуры казацких женщин того времени. Почему же этот фильм, несомненно, заслуживает звания шедевра? По всей видимости, потому что в нем есть все: любовь, страсть, борьба, ненависть, дружба, предательство. Накал страстей настолько силен, что сердце начинает биться быстрее. Фильм создан так, чтобы избегать чрезмерного противопоставления "красных" и "белых", чтобы показать перед нами не политиков и военных, а простых людей, ищущих справедливость, правду, счастье и любовь. Мы сталкиваемся вместе с ними с ужасами гражданской войны, когда брат идет на брата, сын на отца. В условиях тотального хаоса и безысходности кажется невозможным, что люди, живущие бок о бок на протяжении всей жизни, смогут обрушить друг на друга ярость и разрушение. Однако идеология и разные взгляды разорвали тонкие нити родственных и дружеских связей, поселив вражду и недоверие. Мы видим метания героев, их растерянность, но вместе с тем и их стремление сохранить человечность, несмотря на нечеловеческие условия. И Григорий Мелехов, отчаянно пытавшийся найти верный путь, стал жертвой своей благородной цели, жестоко наказанный жизнью за свои идеалы. Гораздо проще было многим другим, кто, заглушив внутренний голос лозунгами и пропагандой, оправдывал свои действия, ведущие к уничтожению. Попытка передать всю полноту "Тихого Дона" в рамках скромного отзыва – задача почти невыполнимая. Сцены, пронизанные драматизмом и силой, настолько многочисленны, что их можно обсуждать часами. "Тихий Дон" – это несомненно, вершина нашего кинематографа, фильм-эпопея, настоящая экранизация, которой не стыдно показать своим детям. Он рассказывает нам о вечных человеческих ценностях, о подлинном мужестве и о трагической цене, которую приходится платить за свои убеждения. Браво создателям, браво актерам! Это поистине выдающийся фильм.
Среди плеяды литературных шедевров, удостоенных высочайшей чести – Нобелевской премии, роман Михаила Шолохова "Тихий Дон" занимает поистине уникальное место. Это не просто книга, а грандиозная эпопея, раскрывающая трагические перипетии войны, развернувшейся на развалинах Российской империи, и внутреннюю борьбу народа, расколотого гражданским противостоянием. Однако перед кинематографистом, решившим увековечить это масштабное произведение на экране, встает сложнейшая задача: как передать всю глубину, многогранность и колорит, заложенные в текст Шолохова? Представьте себе сложность переноса столь обилия событий, столь переплетений судеб и столь ярких образов в формат кинокартины. И, как это ни удивительно, Сергею Герасимову удалось вместить в три серии практически весь спектр событий, описанных писателем. Хотя Сергей Бондарчук и нашел свой подход, сделав акцент преимущественно на военных действиях, существенно сократив описание мирного бытия. Герасимов, казалось, стремился воссоздать дух самого Шолохова. Его фильм логично чередует изображение ужасов Первой мировой войны и жестокости Гражданской войны. Те леденящие душу картины военных действий, столь реалистично представленные в литературном произведении, обретают новое воплощение на экране. Герасимов тщательно сохранил ключевые эпизоды романа в своей трехсерийной адаптации, опираясь на наиболее значимые вехи биографии Михаила Шолохова. В отличие от интерпретации Бондарчука, Герасимов решает не разбрасываться обилием военных столкновений, не показывать все подряд, где гибнут, например, Анна и Петро. Основное же внимание отдается Мелеховскому двору, словно центр притяжения, вокруг которого вращаются судьбы героев, а не череда батальных сцен. Воссоздание быта казачества в фильме 1956 года поражает своей дотошностью и вниманием к мельчайшим деталям. Это, безусловно, первый и самый сильный козырь картины. Вторым не менее значимым фактором стало личное участие самого Шолохова в процессе создания фильма. Такое встречается крайне редко и свидетельствует о высочайшем уровне ответственности и уважения к своему творению. Несмотря на общее восхищение фильмом, хочется отметить некоторые моменты, которые, на мой взгляд, могли бы быть исполнены и лучше. Прежде всего, это касается выбора актера на главную роль – Григория Мелехова. Владимир Глебов, безусловно, мастер своего дела, с богатейшим опытом, но его внешность и, что немаловажно, возраст, не совсем соответствуют образу героя. Эта разница в возрасте заметна и порой отвлекает. Впрочем, подобная нестыковка прослеживается и у некоторых других персонажей. Нельзя не упомянуть и влияние общих кинематографических условностей пятидесятых годов. Местами актеры, прямо скажем, переигрывают, но, повторюсь, это было характерно для того времени. Некоторая наигранность ощущается и в звуковом сопровождении. Закадровый оркестр порой выглядит неуместно и отвлекает от погружения в атмосферу происходящего. Ограниченность формата привела к тому, что из задуманной литературной тетралогии получилась лишь кинематографическая трилогия. Естественно, пришлось пожертвовать многими важными эпизодами и персонажами, что, безусловно, является серьезной потерей. Здесь можно провести параллель с экранизацией «Войны и мира» – пояснения по ходу повествования, к сожалению, сводятся к минимуму, и некоторые персонажи появляются, словно из ниоткуда, ставя зрителя в замешательство. К счастью, таких моментов немного, и в целом фильм оставляет крайне положительное впечатление. "Тихий Дон" – это по-настоящему выдающаяся кинокартина, обязательная к просмотру для каждого, кто ценит качественное и глубокое кино. Трудно представить себе экранизацию, которая могла бы сравниться с интерпретацией Сергея Герасимова по своему масштабу, вовлеченности и глубине проникновения в мир шолоховского романа.