
8.14
66870
8.30
9100
Сериал Война и Мир (1965) онлайн
Актеры:
Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Борис Захава, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Антонина Шуранова, Виктор Станицын, Ирина Скобцева
Режисер:
Сергей Бондарчук
Жанр:
драмы, исторические, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1965
Добавлено:
сериал полностью из 4
(13.09.2013)
О чем сериал «Война и Мир (1965)»
Попытки перенести на экран исполинский эпос Льва Толстого, роман «Война и мир», предпринимались неоднократно, но лишь экранизация, созданная под чутким руководством Сергея Бондарчука, удостоилась признания критиков и зрителей как наиболее близкая к оригиналу. Этот титанический труд, над которым Бондарчук работал на протяжении шести лет, стал поистине знаковым событием в истории кинематографа.
Мастер своего времени, выдающийся режиссер, обладавший редким даром проникновения в суть вещей, Бондарчук с поразительной точностью воссоздал на экране эпоху, пронизанную мишурой пышных балов и грохотом ожесточенных сражений. Он сумел не просто показать события, но и передать всю палитру человеческих чувств, размышлений и страданий, раскрыть многоликость и сложность характеров, населяющих этот грандиозный мир. Заслуживает особого внимания и блестящий актерский ансамбль, собранный для воплощения этих ярких образов – каждый исполнитель проявил незаурядное мастерство и талант.
В 1969 году лента Сергея Бондарчука была удостоена престижной премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, а также завоевала множество других наград и почетных кинопремий, подтвердив её выдающийся статус. Просмотр этой картины – не просто развлечение, а настоящая возможность прикоснуться к вершинам кинематографического искусства и открыть для себя гений режиссера, навсегда изменившего представление о возможности адаптации масштабной литературы для большого экрана. И для тех, кто еще не знаком с этим шедевром, это – прекрасный шанс погрузиться в мир, полный страсти, героизма и трагической красоты. Рекомендуем к просмотру
Рецензии
## Исповедь Флорентийца: О Красках, Холсте и «Войне и Мире»
В эпоху пятнадцатого века, приобретение подлинных красок представляло собой поистине титанический труд. Даже во Флоренции, колыбели искусства, требовались неимоверные усилия, чтобы раздобыть этот драгоценный ресурс. Цену им определяла не только длительность и сложность процесса изготовления, но и географическое положение источников сырья, разбросанных по всему миру.
Например, небесно-голубую основу, напоминающую мерцание аквамарина, добывали на берегах Па-де-Келе. Место это было пропитано едким, ни с чем не сравнимым запахом, исходящим от гниющих рыбы – словно сама природа протестовала против вырванного из ее недр сокровища. Лазурит же, словно осколок далекого звездного неба, доставляли оттуда, преодолевая невообразимые расстояния, словно путешествие за тридевять земель. Верблюжьи караваны, упрямо прокладывающие путь через бескрайние пески, доставляли этот минерал к тем, кто мог оценить его благородство. Аромат же лазурита, как ни странно, не отличался изысканностью – больше походил на запах верблюжьего навоза, нежели на благоухание распустившихся роз. И, конечно, не стоит забывать о метациннабарите – самом диком и редком минерале, за которым гнались с особой страстью. Его добыча была процессом мучительным, требующим неимоверных усилий, и оставляла на рубахах крестьян неисчислимые следы пота, пропитанного горечью труда. Эти запахи, далекие от ароматов цветочных садов, ни за что бы не рискнули ввезти во Флоренцию! В итоге, на продажу оставалось лишь то немногое, что считалось годным, и продавалось по непомерно завышенным ценам, словно дар небес.
Однако, трудности на этом не заканчивались! Художник нуждался не только в красках, но и в холсте, на котором они должны были обрести бессмертие. Во Флоренции, из конопли, можно было изготовить холст не столь уж и плохой, но сроки его изготовления затягивались до бесконечности. Художник, не желая мириться с ожиданием, отправлял своего подмастерье на ткацкий завод с настойчивой просьбой ускорить процесс. Подмастерье, выслушав повелительный тон мастера, отправлялось на выполнение задания, но, как правило, не возвращалось домой. А если и возвращалось, то приходило в состояние странного транса, ведя нелепые беседы с красками, хихикая, словно безумец. Метациннабарит, как ни странно, обострял этот эффект, вызывая у подмастерьев особенно доверительные беседы. Чтобы сохранить остатки рассудка, художникам приходилось прибегать к льняным холстам. Но продавцы во Флоренции – люди предприимчивые, и, конечно, не могли упустить возможность заработать. Стремясь поднять цены, они подымали цены на льняные холсты.
И вот, когда краски и холст были в руках мастера, возникал новый вызов – рама! Никто не уделит должного внимания шедевру, заключенному в нелепую оправу. Похоже, что современное общество оценивает фильмы не по содержанию, а по сумме затрат. Все чаще зрители ходят на блокбастеры лишь ради спецэффектов. Но оценивать фильм, затраченный бюджет – все равно, что оценивать «Мону Лизу» стоимостью красок, из которых она написана.
Время неумолимо. Краски тускнеют. Через несколько десятилетий кинематографисты перепишут Толстого на компьютерной графике, где нарисованные роботы будут тащить нарисованный обоз, а Мюрат одолеет Багратиона с помощью олифантов. Но пока что… Пока что ни один фильм не превзошел работы Тихонова, Костова, Ланового. Ни одна актриса не сравнится с Савельевой. И даже современный оператор не сумеет повторить работы Петрицкого. Все это – лишь имитация, жалкая тень подлинного мастерства. Фильм, созданный десятилетия назад, по-прежнему вызывает неподдельный восторг и глубочайшее уважение.
А представьте, как этот фильм выглядел сорок лет назад, когда ничего подобного не существовало! Это – «Мона Лиза» кинематографа, бесспорный шедевр, запечатленный на пленке.
Не стану притворяться скромным, ибо откровенность – вот мой девиз: экранизация "Войны и мира" от Сергея Бондарчука, бесспорно, является вершиной кинематографического воплощения великого романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого! После погружения в мир фильма, просмотрев все четыре части, я почувствовала непреодолимое желание поделиться своими впечатлениями. Удивительно, насколько режиссерская группа сохранила верность оригинальному тексту, не поддаваясь соблазну привнести нововведения. Перед просмотром, чтобы не упустить ни одной детали, я вновь перечитывала роман, возвращаясь к истокам, к тому пониманию, которое успела приобрести в юности. И только после этого, вооружившись знаниями и чувством глубокой связи с произведением, я приступила к просмотру. Слова бессильны передать ту бурю эмоций, то ни с чем не сравнимое благоговение, которое я испытала, сопоставляя текст романа и его визуальное воплощение! Непостижимо для меня остается, как кто-то может назвать этот роман утомительным или скучным! Возможно, вначале автор лишь деликатно знакомит нас с географией событий и тонкостью характеров, но затем история разворачивается во всем своем великолепии, захватывая дух и поражая глубиной.
Особое восхищение вызывают батальные сцены, особенно в третьей и четвертой частях. Даже на страницах романа они представлялись грандиозными и яркими, но на экране они приобретают поистине эпический размах! И здесь нельзя говорить о простом распоряжении финансовыми ресурсами. Перед нами триумф режиссерского мастерства, блестящая работа операторов и, конечно же, невероятная игра актеров. Для того времени, когда снимался этот фильм, создание таких масштабных сцен было практически невообразимым подвигом! Бондарчук с честью выдержал этот вызов, заслужив свою славу и признание. К сожалению, его сын, Федор, не смог наследовать отцовский талант. По моему мнению, ему не хватает понимания сущности киноискусства, и его работы кажутся поверхностными и лишенными той искры, которая оживляет настоящий шедевр. Он, подобно беглецу от серьезности, устремился к созданию блокбастеров, перегруженных спецэффектами, лишенных глубокого сюжета и населенных картонными персонажами.
Актерская игра, несомненно, заслуживает самых высоких похвал. Однако, мне кажется, что Владимир Тихонов несколько переигрывает роль Болконского. Он не совсем соответствует моему представлению о персонаже, когда я читала роман. Я визуализировала более юного, более дерзкого человека, а Тихонов представился как зрелый и мудрый. Но даже с ним я смогла найти общий язык. Он был окружен актерами, чья игра была столь же выдающейся, создавая плеяду талантов, способных воплотить на экране любые образы. Не желая мириться с появлением очередного "современного лица" на экране, зрители того времени жаждали видеть только Тихонова. Существовала уверенность, что он способен раскрыть суть персонажа настолько полно, насколько это возможно.
Особого внимания заслуживает Василий Лановой – человек, чья харизма завораживает и трогает до глубины души. Анатоль Курагин сыгран с поразительной точностью и психологизмом! Сколько труда и мастерства потребовалось, чтобы передать зрителю характер этого скандального гусара, ловеласа и любимца женского пола! Влюбилась в него с первого взгляда, и эта любовь, признаюсь, не угасает до сих пор. Наиболее яркая сцена с его участием - разоблачение Безуховым. Вторая часть, когда Пьер забирает у него компрометирующие письма, адресованные Наташе. В этот момент проглядывает страх в глазах Курагина, что говорит о его истинной сущности. Эта сцена просто завораживает своей драматичностью.
Не могу не отметить и другие роли, исполненные актерами, каждый из которых внес свой вклад в создание неповторимой атмосферы эпохи. Исключение, пожалуй, составляют мои сомнения относительно игры Ирины Скобцевой в роли Элен. Что-то не соответствует ее образ, что-то неторопливо.
Следует признать, что сравнивать эту экранизацию с последующими попытками современных режиссеров, пожалуй, бессмысленно. Разница будет разительной и очевидной. Не стану тратить время на критику зарубежных версий – лишь горечь и разочарование охватывают меня при виде столь безданных попыток. Невозможно по-настоящему понять русскую литературу, не проникнувшись душой русского народа, его мыслями, его поступками. Для иностранца это практически невыполнимо. Судя по тому, как они воспринимают нас, в их сознании мы ассоциируемся лишь с примитивными стереотипами: матрешки, водка, зима, медведь. Это обидно и не отражает истинной глубины русской культуры.
Фильм прекрасен во всех аспектах – это бессмертная классика, которую должен увидеть каждый! Позвольте себе погрузиться в этот мир и понять, что хотел сказать нам великий Лев Толстой.
Вероятно, лишь наше поколение, рождённое на рубеже тысячелетий, способно в полной мере оценить всю колоссальную значимость и неповторимую ценность этой экранизации для культуры и для мирового кинематографа. В ответ на недавнее утверждение о гениальности отдельных сцен, я бы хотел подчеркнуть: да, это безусловно так! Взгляните на грандиозные батальные сцены Аустерлица и Бородинского сражения – истинные триумфы зрелищного искусства! Представьте себе титанический труд, который потребовался создателям, воплотившим на экране эти эпические моменты вживую, без помощи цифровой графики и компьютерной анимации. Поклониться им, как творцам настоящего шедевра, — долг каждого ценителя прекрасного. Я уверен, что если бы Лев Николаевич Толстой увидел эту интерпретацию своего романа, он был бы тронут и, вероятно, нашел в ней отклик.
Но что может удержать от восторга перед этой историей? Возможно, актриса, исполнившая роль Наташи Ростовой, не обладает той самой "черноглазой" внешностью, которую мы представляем, и ее игра кажется излишне эмоциональной, однако сложно представить другую актрису, которая могла бы столь органично воплотить этот образ. Игра Тихонова, напротив, отличается сдержанностью, глубиной и чувством меры. Признавая, что его Андрей Болконский не является идеальным, каким он мог бы быть на бумаге, я вынужден констатировать: созданный Тихоновым образ настолько прочно закрепился в нашем сознании, что любая другая трактовка показалась бы неуместной. То же самое можно сказать и об Анатолии Курагине, и о Болконском-старшем, и о его сестре, и о всей семье Ростовых. Образ Элен Курагиной, воплощенный актрисой, вызвал немало споров и разногласий. Забавно, как я однажды наткнулся на комментарий на одном из киносайтов, где предлагалось на эту роль Беату Тышкевич. Хотя я не могу судить о ее актерском мастерстве, но сходство ее черт лица с тем, что можно представить для Элен Курагиной, безусловно, присутствует. Однако выбор режиссера – это его прерогатива, и судить о нем нам не подобает. В любом случае, стоит признателен за колоссальный труд, потраченный на адаптацию столь объемного романа с множеством персонажей и переплетающихся сюжетных линий. Режиссер, конечно, позволил себе небольшую вольность, предоставив роль второстепенной героине – своей супруге, но это не что иное, как повторение практики, широко распространенной в кинематографе нескольких десятилетий ранее. Вспомним, как Орлова и Александров, Ладынина и Пырьев делили экранные роли. И, конечно, не утихают споры о трактовке образа Пьера Безухова Сергеем Бондарчуком. Мне сложно понять, на чем основано это недовольство, но я считаю, что его интерпретация, вопреки мнению некоторых, довольно убедительна и вполне соответствует облику Безухова.
Особого внимания заслуживает музыкальное сопровождение, созданное к фильму. В первую очередь, это пронзительная, мелодичная и глубокая главная тема, созданная Овчинниковым. Она прекрасна, знакома каждому и неразрывно связана с фразой "Война и мир". Мы слышим ее сквозь все события, разворачивающиеся на экране. Музыка создает неповторимую атмосферу и заставляет почувствовать себя частью происходящего.
Все четыре части получились безупречными! Кадры предельно точно воспроизводят события романа Толстого. Страшно даже представить себе те испытания, которые выпали на долю режиссеров при съемке такого количества сцен, пронизанных православной духовностью. Хотя, если бы экранизация была лишена этих деталей, она потеряла бы значительную часть своего очарования.
Подобные картины создаются крайне редко, раз в столетие. Мы можем бесконечно наслаждаться американскими комедиями, закрученными боевиками, восхищаться европейским короткометражным кино, или же увлекаться советскими фильмами другого жанра (как, например, я обожаю "Операцию Ы" или "Бриллиантовую руку"), но в "Войне и мире" есть нечто неуловимое, что необходимо время, чтобы понять и прочувствовать. Это помогает нам глубже понять послание великого писателя. Этот фильм, несомненно, войдет в мой личный список самых любимых, наравне с теми, что я считаю настоящими шедеврами кинематографа.