
7.29
684
7.60
21
Сериал Обыкновенная Арктика онлайн
Актеры:
Олег Даль, Олег Анофриев, Афанасий Кочетков, Ролан Быков, Георгий Корольчук, Валентин Ерофеев, Виктор Павлов, Геннадий Юхтин, Эммануил Левин, Генриетта Рыжкова
Режисер:
Алексей Симонов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 2
(11.08.2013)
О чем сериал «Обыкновенная Арктика»
Сценарный замысел этого кинематографического полотна принадлежит перу Константина Симонова, чьим вдохновением послужила проза ушедшего из жизни друга, Константина Горбатова. В центре повествования – грандиозная экспедиция советских отважных исследователей, стремящихся покорить суровые льды Арктики. Сюжет разворачивается в суровые зимние месяцы 1935 года, в сложный исторический период, располагаясь хронологически между трагическими событиями, постигшие челюскинскую экспедицию, и мужественным подвигом папанинцев, намеренно избегая упрощенного, идеализированного взгляда на героические свершения эпохи.
Можно смело утверждать, что картина воссоздает образ дерзновенного, героического строительства в немыслимо тяжелейших условиях, где выживание становится ежедневным испытанием. Однако, за внешней оболочкой героического труда, кроется острая социальная проблематика, связанная с вопросами обеспечения строителей, организацией быта и поддержанием морального духа в условиях изоляции и экстремального холода.
Движущей силой сюжетной линии становится прибытие нового руководителя, человека, не знакомого с арктической спецификой, не имеющего опыта работы в столь отдаленных и суровых краях. Этот индивид, по сути, "отправлен" на передовую в качестве исправительного мероприятия, наказания за какие-то просчеты, совершенные на "материке", – стандартное выражение, используемое для обозначения удаленных от центра территорий. Его характер отличают резкость, замкнутость и прагматизм, для которого понятие "дело" и судьба "человека" сливаются в единое, зачастую безжалостное, целое – когда человек становится лишь инструментом, средством достижения поставленной задачи, а не самостоятельной ценностью.
Основой драматизма послужили незаурядные рассказы Б.Горбатова, такие как "Суд над Степаном Грохотом", "Роды на огуречной земле", "Торговец Лабас" и "Большая вода", в которых раскрываются глубинные аспекты жизни арктических поселений, демонстрирующие не только героизм, но и сложные, противоречивые человеческие отношения. Эти произведения стали своеобразным фундаментом, на котором Константин Симонов воздвиг кинематографическое произведение, наполненное драматизмом, психологической достоверностью и глубоким пониманием эпохи. Рекомендуем к просмотру
Рецензии
В детстве, вероятно, многие из нас погружались в волшебный мир рассказов Бориса Леонтьевича Горбатова, повествующих о несказанно прекрасной и дикой Арктике. Я до сих пор, спустя десятилетия, храню в памяти эти чудесные истории, с теплотой вспоминаю очарование, которое они дарили. Язык воспоминаний позволяет мне воспроизвести в деталях обложку той книги, издание 1959 года: на переднем плане застыл силуэт полярника, прильнувшего ладонью к лбу, внимательно следящего за стремительным движением самолета в небе. В аннотированной рукописи нас ждали пятнадцать захватывающих повествований, пронизанных духом романтики первооткрывателей и неординарными приключениями, которые захватывали воображение.
Недавно, с экранов телевизоров прогремела экранизация – двухсерийный фильм «Обыкновенная Арктика», где режиссер Алексей Симонов отошел от первоисточника, выбрав для адаптации всего четыре повести: «Роды на Огуречной земле», «Торговец Лабас», «Суд над Степаном Грохотом» и «Большая вода». Эти рассказы были искусно сплетены в единое, захватывающее полотно, которое, несмотря на прошедшие годы, не теряет своей актуальности и продолжает поражать своей визуальной красотой. Нам предстоит погрузиться в великолепие северных пейзажей и проследить сложный путь покорителей затерянных уголков нашей планеты.
Фильм берет свое начало в 1935 году, в период строительства значимого порта – времени всеобщей радости и ликования, вызванной спасением в марте 1933 года экипажа ледокольного судна "Челюскин". Семь пилотов удостоились звания первых Героев Советского Союза, ознаменовав собой важную веху в истории страны. Мы также узнаем о мужественном дрейфе И.Д. Папанина на льдине, ставшем настоящим подвигом, растянувшимся на долгие дни. Опираясь на эти драматические события, Алексей Симонов создает кинематографический шедевр, посвященный будничной жизни полярников. Но эти будни далек от обыденности! Они пронизаны красками северного сияния, звуком пурги и отвагой людей, столкнувшихся с суровой стихией. Пурга, "Актированные дни", бескрайняя тоска – все это сопровождается тихим, но ощутимым "саботажем" десятника стройки Степана Грохота (в исполнении Олега Анофриева). Несмотря на некоторое, кажущееся замедление повествования в середине, фильм целиком увлекает в свой водоворот, затягивает, подобно бездонному омуту. Нужно лишь внимательно смотреть, отдаваясь во власть безупречного актерского мастерства – другого слова для его описания просто не подобрать.
Зрителя поражает обилие ярких, запоминающихся персонажей, воплощенных на экране талантливыми актерами: Афанасий Кочетков, Олег Даль, Петр Щербаков, Виктор Павлов – список можно продолжать бесконечно. О каждом из них можно говорить, писать отдельные книги, снимать персональные фильмы! Особое почтение заслуживает Ролан Антонович Быков, создавший незабываемый образ доктора – актёр выдающийся, типаж самобытный! Фраза "Батенька" стала визитной карточкой сериала, его главным достоинством и отличительной чертой.
Музыкальное оформление заслуживает отдельного упоминания, хотя по большей части его и нет. Вместо помпезных мелодий нас окутывает непрекращающийся вой пурги, под аккомпанемент которого разворачиваются самые эмоциональные и трагические моменты фильма. Это великолепное кино, лишенное всякого пафоса, раскрывающее настоящую, "обыкновенную" Арктику, во всей ее невыразимой красоте и суровой реальности.
Охваченный тоской, я с неохотой признаю, что столкнулся с кинематографическим произведением, пропитанным глубочайшим пессимизмом, окрашенным в оттенки уныния и безысходности. Погружение в этот мир обрушивается на зрителя подобно ледяному дождем, оставляя ощущение беспросветной тоски и нежелание продолжать существование. Неудивительно, размышляю я, возможно, подобная эстетика и способствовала упадку некогда могущественной державы. Ведь человеческая душа жаждет ярких красок, ласкового солнца, бескрайних морских просторов, пленительной красоты – а взамен ей преподносят мрачный реализм, окрашенный грязью и холодным отчаянием.
Повседневность превращается в бесконечную череду встреч с этой «чернухой» – утром, в обед, вечером, словно проклятие. Фильм, поглощающий время и энергию, в итоге отбрасывается, словно непосильный груз. Вспоминаются картины, вроде «Иглы» с Виктором Цоем или «Брата» с Сергеем Бодровым – и вновь наталкиваешься на безжалостный реализм, на мрачную палитру эмоций. Я по-настоящему надеюсь, что кинематографисты обрели новый взгляд, что теперь они способны создавать произведения, дарящие свет и надежду. Душа отчаянно нуждается в передышке от подобной депрессивной эстетики, жаждет вдохновения и позитивных эмоций, способных вернуть веру в прекрасное. Возникает острое желание сбросить с себя груз уныния и открыть сердце новым, светлым историям.