
8.40
20507
7.40
204
Сериал В начале славных дел онлайн
Актеры:
Дмитрий Золотухин, Тамара Макарова, Наталья Бондарчук, Николай Ерёменко мл., Михаил Ножкин, Петер Ройссе, Эдуард Бочаров, Любовь Полехина, Любовь Германова, Анатолий Баранцев
Режисер:
Сергей Герасимов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР, Германия
Вышел:
1980
Добавлено:
сериал полностью из 2
(31.05.2013)
О чем сериал «В начале славных дел»
На заре XVII столетия, когда русские земли ещё не успели до конца осознать свою идентичность в стремительно меняющемся мире, развернулась драматичная эпоха противоречий и политической борьбы. В высокопоставленных кругах, среди вельмож и представителей старой гвардии боярской аристократии, назревало недовольство. Заговор, сотканный из опасений, зависти и консервативных убеждений, витал в воздухе, тая в себе угрозу свержения молодого, дерзкого самодержца – Петра I.
Его неуёмное желание, его амбициозная идея – приобщение Российской империи к европейской торговой системе, вызвать бурю негодования среди влиятельных особ. Они, поколениями приверженные традициям и укоренившимся представлениям об изоляции от чужеземного влияния, считали эту политику предательством и разрушением устоев. Не меньший гнев вызвали, по их мнению, нелепые, граничащие с безумием, предприятия юного царя, которые казались им неуместными и даже оскорбительными для величия России.
В то время страна, ещё не ощутившая мощи морской державы, оставалась, по сути, закрытой для мирового океана. И вот, несмотря на шквал оппозиции и сомнений, Петр, одержимый видением могучей империи, смело приступил к реализации своей грандиозной затеи – строительству флота, призванного изменить ход российской истории и вывести её на передовую европейской цивилизации. Эта дерзкая инициатива закладывала основу для будущих преобразований, но на тот момент представляла собой вызов устоявшемуся порядку и провоцировала гнев консервативных сил, жаждущих сохранить Россию в прошлом. Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Тот факт, что режиссерское кресло для этого кинематографического произведения занял Сергей Герасимов, сам по себе является весомым аргументом для его просмотра. Возникает искреннее удивление: как могло случиться, что столь значимую ленту кто-то еще не удостоил вниманием? Она неоднократно мелькала в эфире телевизионных каналов, и каждый повтор дарил новые грани понимания. Кажется, что мы все досконально осведомлены о личности Петра Великого: о его впечатляющем росте, буйном нраве и, вопреки всем ожиданиям, о его браке с Екатериной, впоследствии взошедшей на престол Российской империи. Однако, каждый раз, когда мы сталкиваемся с его образом в медиапространстве, он вновь провоцирует на переосмысление, побуждает взглянуть на события, развернувшиеся три столетия назад, и попытаться постичь противоречивую натуру великого реформатора – возможно, тирана, но тирана, обладающего непререкаемым гением.
Судьба Петра Первого остается предметом жарких дискуссий, и оценка его реформ не является однозначной. Одни до сих пор убеждены, что он безжалостно разрушил самобытную русскую культуру и традиции, принеся их в жертву чужеземным влиянием. Однако, никто не станет отрицать, что вечное свидетельство величия Петра – это величественный город на Неве, который красноречивее любых слов повествует об обратном. Санкт-Петербург стал воплощением гордости могущественной державы, а его дворцовые ансамбли и уникальная архитектурная композиция получили всемирное признание как эталон высокого зодчества.
До появления работы Герасимова было создано несколько экранизаций, посвященных Петру I, однако образ, воплощенный актером Дмитрием Золотухиным, выделяется особой глубиной и достоверностью. Советская цензура, известная своей придирчивостью, особенно строго отслеживала тематику, касающуюся царской семьи, как пережитка устаревшего строя. Тем не менее, несмотря на стремление партийных органов принизить значимость монархии в предреволюционном периоде, им не удалось кардинально изменить общественное восприятие личности Петра. В фильме «В начале славный дел» представлен наиболее правдоподобный портрет царя, позволяющий проследить его неукротимую жизненную энергию и стремление вырвать страну из лап консервативных и корыстных бояр.
Игра актеров в этой картине достигла такой высоты мастерства, что даже эпизодические появления персонажей становятся ожидаемым и радостным событием – особенно при повторном просмотре. Искренне рекомендую всем, кто упустил возможность познакомиться с этим кинематографическим шедевром советского киноискусства, незамедлительно это исправить. Фильм захватывает своим динамизмом и зрелищностью, поражает яркими и запоминающимися персонажами, и дарит ощущение причастности к величию государства, к гордости за свой народ и к важности российской истории.
Несомненно, имя Петра Первого – титана российской истории – навсегда запечатлено в анналах страны, являясь воплощением мощной, волевой личности. Этот реформатор, великий преобразователь, сумел вывести Россию из сумрачного, закостенелого прошлого к горизонту прогрессивного, по меркам эпохи, будущего. Его деяния и сегодня вызывают бурную дискуссию, рождая страсти и споры в умах современников. Как и всякий выдающийся деятель, Петр столкнулся с противодействием, однако грандиозный город на Неве, свидетельство его неукротимой воли и стратегического гения, остаётся неопровержимым доказательством его новаторского мышления и прозорливости.
Безусловно, экранизация Петра Великого, созданная виртуозным мастером кинематографа Сергеем Герасимовым, занимает почетное место в ряду наиболее значимых отечественных исторических полотен. Фильм, развернувшийся в двух частях – от "Юности Петра" до "В начале славных дел", представлен плеядой талантливых актеров, чьи даже эпизодические роли наполняют картину аутентичностью и жизненной правдой. Особое ощущение глубины и сложности задач, стоявших перед Петром, приходит с осознанием колоссальных усилий, затраченных на пробуждение России от многовекового летаргического сна. Динамика повествования, сменяющаяся трагическими моментами, порождает, в свою очередь, множество интерпретаций: не стремился ли Петр к бездумному копированию европейских образцов, тем самым пренебрегая самобытностью и культурным наследием русского народа, или же он, напротив, продемонстрировал миру потенциал могущественного государства под предводительством столь решительного правителя? Исторические свидетельства не оставляют сомнений в трудолюбии и целеустремленности Петра – он не нуждался в личном участии в физическом труде, но добровольно брал на себя эту ношу, демонстрируя пример преданности делу. Он, не щадя ни себя, ни окружающих, гнался за временем, одержимый идеей возвышения России до уровня ведущих мировых держав, и, бесспорно, достиг этой цели.
Нельзя не отметить блестящую работу актера Дмитрия Золотухина, настолько правдоподобно воссоздавшего образ монарха, что стирается грань между игрой и документальностью. Сергей Герасимов, как никто другой, сумел уловить и передать многогранность характера Петра – его непредсказуемость, неутолимую жажду знаний, неудержимую тягу к преобразованиям. Образы ближайшего окружения царя – Екатерины и Мельникова – также заслуживают самых высоких оценок. Вряд ли можно утверждать, что в эпоху Петра действовала поговорка "Свита делает короля" – он, скорее, являлся одиночкой, не вписывающимся в привычные рамки представления о власти.
Оцениваю фильм на 9 баллов из 10, оставляя один балл тем, кто осмеливается подвергать сомнению величие Петра и его неоценимый вклад в формирование российской государственности.
Дилогия Сергея Герасимова, состоящая из полотен "Юность Петра" и "В начале славных дел", бесспорно, занимает почетное место среди шедевров советского исторического кинематографа. Это не просто киноленты – это порталы в эпоху великих преобразований, заставляющие возвращаться к просмотру вновь и вновь, каждый раз открывая для себя новые нюансы, восхищаясь филигранной игрой актерского ансамбля и погружаясь в глубокие размышления о траектории развития нашей Родины.
В основе этих масштабных картин лежит монументальный роман Алексея Толстого "Пётр Первый". Однако, режиссёрскому коллективу удалось не просто адаптировать литературный оригинал, а словно извлечь из него квинтэссенцию, передав всю мощь и драматизм петровской эпохи. Сюжет разворачивается с поразительной динамикой, при этом практически невозможно выявить какие-либо несоответствия или вольнодумства. Мастерски переплетаются исторически задокументированные события и художественное осмысление материала, создавая ощущение достоверности и вовлеченности. Подобные фильмы, несомненно, могут стать ценным дополнением к урокам истории, равно как и приносить эстетическое наслаждение взрослому зрителю.
Ощущение подлинности петровской эпохи настолько велико, что порой возникает иллюзия, будто съемки велись скрытой камерой, фиксации самой жизни. Актерская работа заслуживает самых высоких похвал. Дмитрий Золотухин создал поистине незабвенный образ Петра Великого, воплотивший в себе всю силу, волю и противоречивость этого выдающегося правителя – несомненно, вершина актерского мастерства во всем пространстве и времени. Николай Ерёменко-младший блестяще воплотил образ Александра Меншикова, демонстрируя сложный характер человека, сочетающего верность и корысть, отвагу и подхалимство. Его фирменное "мин херц!", прозвучавшее в нужный момент, вызывало не осуждение, а скорее снисходительное прощение. Наталья Бондарчук, исполнившая роль царевны Софьи, убедительно показала ее амбиции и политическую прозорливость. Олег Стрижёнов, в роли князя Голицына, создал запоминающийся портрет человека, движимого собственными интересами. Каждый актер занял свою, безусловно, заслуженную позицию в этой грандиозной картине.
С сожалением осознаешь, что современный кинематограф редко достигает подобного уровня мастерства и глубины. Остаётся лишь с удовольствием пересматривать эти фильмы, следя за непростой судьбой Савки Бровкина, сопереживая личным трагедиям царя, и испытывая искреннюю гордость за Россию, пережившую не один кризис, не раз стоявшую на грани гибели, но каждый раз чудесным образом возрождающуюся, словно феникс из пепла.
Найти киноленту, достойную абсолютной, безоговорочной похвалы среди исторических полотен, созданных в эпоху расцвета социалистического строя, кажется задачей практически невыполнимой. Однако, этот сериал, "В начале славных дел", бесспорно, претендует на это звание. В нем достигнуто совершенство практически во всех аспектах кинематографического искусства: виртуозная режиссура, филигранная операторская работа, убедительная актерская игра и исторически достоверные костюмы создают неповторимую атмосферу эпохи. Сюжетная канва, с поразительной точностью вплетающаяся в канву исторических реалий, способна примирить даже самых принципиальных дебатеров, позволив им насладиться зрением без предрассудков и политизированных оценок.
Естественно, как и любое произведение художественного характера, этот сериал не лишен некоторой доли вымысла. Без добавления художественного вымысла, без допущений, позволяющих раскрыть внутренний мир персонажей и оживить исторические события, любое историческое кино рискует скатиться к сухой констатации фактов, превратившись в документальную хронику. Однако, то, что предстает перед зрителем на экране, позволяет глубоко проникнуть в дух времени и увидеть Петра Великого во всем многообразии его величия, его противоречивости, его непредсказуемости.
Стоит отметить, что это – продолжение картины о юности Петра, первая часть которой, «Юность Петра», также покорила сердца зрителей. Обе работы, созданные гением Сергея Герасимова, стали эталоном, неопровержимым образцом того, каким должен быть качественный исторический фильм: как он должен быть воплощен, как преподнесен публике, чтобы удерживать ее внимание на протяжении всего повествования, насыщая его непрекращающимся чувством напряжения и сопереживания.
И даже спустя три десятилетия с момента триумфального появления картины на экранах, она, несомненно, заслуживает наивысшей оценки – десяти баллов из десяти. Это не просто кино – это историческая летопись, запечатленная в движении, позволяющая глубже понять и оценить вклад великого реформатора в развитие нашей страны.