7.27 780
6.50 40

Сериал Николай Вавилов онлайн

Актеры:
Ингеборга Дапкунайте, Сергей Газаров, Гоги Кавтарадзе, Михаил Хмуров, Ирина Купченко, Андрей Мартынов, Костас Сморигинас, Богдан Ступка, Ион Унгуряну, Николай Аверюшкин
Режисер:
Александр Прошкин
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Германия, СССР
Вышел:
1990
Добавлено:
сериал полностью из 6 (14.03.2013)
О чем сериал «Николай Вавилов»
Встречайте масштабное повествование, развернувшееся на протяжении шести серий – проникновенный телесериал, целиком и полностью посвященный невероятной биографии и плодотворной деятельности выдающегося советского ученого Николая Ивановича Вавилова. Это история человека, чья жажда познания и неутолимая любознательность привели его к организации и личному участию в грандиозных ботанико-агрономических экспедициях, раскинувшихся по практически всем континентам земного шара, за исключением ледяных просторов Антарктиды и австралийского континента. Эти бесстрашные путешествия, полные тягот и лишений, стали источником бесчисленных научных прозрений, позволив Вавилову обнаружить очаги возникновения важнейших культурных растений – истоки того, что сегодня питает человечество. Именно благодаря его неустанному труду и самоотверженной работе была создана поистине феноменальная коллекция семян – крупнейшая в мире сокровищница генетического разнообразия, служащая незаменимым ресурсом для мировой науки. О жизни и наследии Николая Вавилова можно говорить, кажется, бесконечно, погружаясь в мельчайшие детали его уникального пути. Однако, в рамках этой телепремьеры, авторам удалось собрать воедино самые значимые эпизоды его биографии, создав всеобъемлющий портрет человека, чьи открытия навсегда изменили представление о растительном мире и заложили фундамент для будущего сельского хозяйства. Это не просто сериал – это путешествие во времени, дань уважения гению и признание его неоценимого вклада в развитие мировой науки.
Рецензии
В Дарвиновском музее посетители часто задерживают внимание на экспозициях, повествующих об эволюции генетики в Советском Союзе. Однако, вместо рассказа о триумфальном прогрессе, эти стенды повествуют о трагическом застое, о намеренном торможении, а порой и о жестоком уничтожении научного прогресса. Господствующей парадигмой стало утверждение, что воспитание и идеологическая обработка превалируют над врожденными предрасположенностями, над генетической информацией, заложенной в ДНК – что-то, по идеологии, некое "буржуазное" новообразование, чуждое советскому мировоззрению. Целая плеяда выдающихся ученых, гордость отечественной науки, была насильственно отлучена от многолетних исследований, подвергнута публичному остракизму, унижениям и, в конечном итоге, физическому преследованию. Их вклад, их открытия были объявлены вредными, подрывом "традиционной" парадигмы, несмотря на их неоценимую пользу для страны. Николай Иванович Вавилов – фигура наиболее яркая и трагичная в этом мрачном переплетении судеб. Выпускник московского сельскохозяйственного института, ставший учеником Кембриджа, он организовал бесчисленные экспедиции по всему миру – от суровых ландшафтов Северного Кавказа и Памира до экзотических уголков Сомали, Эквадора, Гватемалы, острова Крит, Персии и Мексики. Собранный им колоссальный массив данных о растениях послужил основой для создания новаторской теории центров происхождения культурных растений, что дало мощный импульс развитию плодоводства, овощеводства и селекции в России. Всё это было объявлено "вредительством", отрицанием установленной догмы, даже несмотря на то, что Вавилов сам рекомендовал Трофима Лысенко для избрания в члены-корреспонденты АН СССР. Судьба Вавилова стала зеркалом для многих его коллег: арест, лишение званий и ученых степеней, волна клеветы и лжи, обвинения в шпионаже и диверсиях, приговор к расстрелу, замененный на мучительную смерть от голода и издевательств в саратовской тюрьме. Даже в стенах заключения, преисполненный мужества, он продолжал трудиться, создавая научные труды, в том числе фундаментальную "Историю земледелия". Александру Прошкину удалось создать потрясающий фильм, передающий глубину и драматизм биографии этого великого ученого и настоящего патриота России. Это не просто сухая хроника фактов, не лишенная эмоциональной окраски. В фильме раскрыта внутренняя сущность героя, мы видим его в моменты наивысших достижений и в периоды жестокой опалы. Мы чувствуем, как над ним сгущаются темные тучи, как бывшие друзья и ученики, движимые жаждой карьерного роста и, в первую очередь, страхом, предают своего учителя. Зритель глубоко переживает за выдающегося новатора, но, прежде всего, за человека – искреннего, открытого, располагающего к себе. Таковым его увидел и Герман Джозеф Меллер, лауреат Нобелевской премии, ученый-генетик, который, к счастью, избежал подобной трагической участи. Костас Сморигинас с удивительной достоверностью воплотил образ главного героя, представив перед нами ученого, самоотверженно преданного науке, далекого от показной суеты, интеллигентного, сдержанного и прямого. Бесценен и вклад народного артиста Богдана Ступки, чья игра вдохнула жизнь Трофиму Лысенко – авантюристу, одержимому карьеризмом. Он, без колебаний, "идет по головам", опираясь на поддержку беспринципных соратников, таких как Исаак Презент (великолепно сыгранный Сергеем Газаровым). Режиссерский замысел и актерская игра производят неизгладимое впечатление. Александр Прошкин не в первый раз создает масштабные телевизионные эпопеи, вспомним такие картины, как "Михаил Ломоносов" и "Доктор Живаго". Успех этих фильмов обусловлен глубоким проникновением в жизненные перипетии, переплетением судеб выдающихся личностей и их окружения. Фильм о Вавилове был тепло встречен зрителями, и мы надеемся, что он еще долго будет актуален, подарит вдохновение и знания тем, кто интересуется героическими страницами истории и великими личностями нашей страны.
"Николай Вавилов" – не просто кинематографическое полотно, а глубоко проникающая драма, повествующая о трагической судьбе выдающегося ученого, человека, чьи открытия перевернули представления о мире. Поразительно точно воссоздан дух времени – бурные 30-е годы прошлого столетия, эпоха, пронизанная невидимым напряжением, предвещающая грядущие грозы репрессий. Зритель неизбежно сопереживает героям, сталкивающимся с неимоверной дилеммой выбора в условиях тотального давления. Это было время жестокости, парадоксально переплетенной с героическими свершениями, время, которое оставляло мало места для слабости, для сомнений, для человечности. Постоянные чистки, доносительство, очернительные сплетни, сфабрикованные обвинения – как выжить в этих условиях, оставаясь верным себе, не впав в отчаяние, если ты – обычный человек, далекий от политической элиты, не являющийся функционером или сотрудником карательных органов? Вопрос, который терзает душу при просмотре картины. Фильм оставляет тягостное, двоякое чувство. Нам, потомкам, повезло оказаться в более благополучной эпохе, избежавшей тотального обмана и страха, мучившего предыдущее поколение. И становится нестерпимо грустно, наблюдая за тем, как достойные, не виновные в чем-либо люди становятся жертвами несправедливого и беспощадного наказания. Костас Сморигинас, безусловно, продемонстрировал актёрское мастерство высочайшего класса, сумев воплотить на экране образ Николая Вавилова с поразительной глубиной и психологической достоверностью. В каждом жесте, во взгляде, в манере держаться ученого – проявились его доброта, интеллигентность, искренняя преданность науке и Родине. Он был воплощением лучшего, что было в человеке, в его стремлении к познанию и прогрессу. Особенно болезненны сцены, демонстрирующие постепенную трансформацию окружающей действительности, нарастание атмосферы клеветы и дискредитации, унижение статуса ученого в иерархии системы. Разрушающаяся подпорка уважения, презрение, исходящее от тех, кто еще недавно искал его расположение – все это пронзает зрителя до глубины души. Трагично наблюдать, как непризнанный гений, ученый с мировым именем, превращается в изгоя, отмеченного клеймом "врага народа". Зависть к его таланту, его очевидная для системы, потенциальная опасность, стали катализаторами краха карьеры, утраты общественного признания, повсеместного порицания и ненависти. Моральный упадок той эпохи показан с пугающей реалистичностью. Перед нами предстает искаженное, гротескное "королевство кривых зеркал", в которое превратилось самопровозглашенное "прогрессивное" общество. В сферу объективной науки вторглись люди, не обладающие глубокими знаниями, но при этом одержимые политической идеологией. Догмы Марксизма-Ленинизма-Сталинизма затмили собой научный поиск истины. Теперь ценность открытия определялась не его значимостью, а политической принадлежностью ученого и его взглядами на прошлое. Осознавая неприличие участия в идейных спорах, Николай Вавилов, словно обреченному на страдания, предоставлял своим оппонентам свободу изрекать любые, даже самые абсурдные утверждения, не пытаясь даже вступить с ними в дискуссию, игнорируя их интеллектуальную незрелость. В власть постепенно приходили невежественные люди, для которых научный аргумент был бесполезен, а следовательно, все "буржуазные" концепции должны были быть безжалостно уничтожены вместе с теми, кто их придерживался. "Николай Вавилов" – это фильм, заслуживающий самых высоких похвал и признания, свидетельство глубокого понимания трагедии гения и безжалостности тоталитарной системы.
Новый исторический эпос от создателя таких значимых проектов, как "Холодное лето 53-го" и телесаги о Михаиле Ломоносове, Александра Прошкина, представляет собой примечательный, хотя и неоднозначный феномен в истории отечественного телепроизводства. Особую окраску этому замыслу придает участие кинематографистов ГДР, что, несомненно, повлияло на визуальный стиль и подачу материала, запечатлев дух времени в транснациональном контексте. Свой прощальный поклон уходящей эпохе советского телефильма, проект, очевидно, стремился повторить триумф предыдущих работ Прошкина, однако, несмотря на безупречную техническую выучку и профессионализм команды, некую незавершенность, ощущение какой-то утраченной искры, все же ощущается. Визуальная палитра сериала, словно собранная из осколков воспоминаний, предстает в виде сплошного калейдоскопа, мозаики картин, запечатлевших обрывочные эпизоды далекой реальности. Музыкальное сопровождение, к сожалению, не смогло достичь той же глубины и выразительности, не сумев полностью раскрыть драматизм происходящего. События Голодомора на Украине, одна из самых трагических страниц в истории, показаны, но, пожалуй, не с той беспощадной жестокостью, с которой они действительно разворачивались – с ужасающей картиной отчаяния, когда ради пропитания лишали жизни самых младших членов семьи, бросались под пули в безысходной погоне за спасеньем. Тем не менее, создателям удалось добиться впечатляющих успехов в области кастинга. Актерский состав подобран с удивительной точностью, каждый актер словно воскрешает из пепла прошлого своих прототипов. Звезды, такие как Костас Сморигинас, Лия Акуловна Купченко, Юрий Мартынов, Богдан Ступка, а также молодая и перспективная Ингрида Дапкунайте, чья яркая роль навсегда закрепила за ней образ дерзкой и пленительной "роковой женщины". Образ Николая Вавилова представлен скорее как фигура отстраненного наблюдателя, человека, терзаемого внутренними сомнениями и предчувствием неминуемой участи. Параллельно разворачивается драматическая история Трофима Лысенко, талантливого агронома-практика, лишенного академической базы, ставшего жертвой манипуляций и демагогии Исаака Презента, подконтрольных журналистов "Правды", всемогущего товарища Сталина и пассивного согласия так называемых "советских колхозников". Понимание мотивов Вавилова, стремившегося сохранить чистоту своей совести и исторической репутации, представляется более ясным. Что же касается Лысенко, то вопрос о его убеждениях остается открытым. Верил ли он в высшие силы? Вероятнее всего, нет. Его судьба стала предостережением: при жизни его труды были публично осуждены как псевдонаучные, и он был лишен всех постов и привилегий. Несмотря на некоторые шероховатости, этот многосерийный телефильм является важной вехой в отечественном телевидении, предлагая зрителю сложный и многогранный взгляд на переломную эпоху в истории страны.
Не ожидавшая подобного, я с удивлением обнаружила себя, увлеченной просмотром этого телепроекта. Признаюсь, возникло ощущение растерянности перед собственной реакцией. Позвольте мне объяснить, что случилось. Однажды, вернувшись домой, я обнаружила отца, погруженного в просмотр первого эпизода. Легкая беседа возникла между нами, и по импульсу я решила присоединиться к просмотру. Нехотя, ведь мои предпочтения в развлекательном контенте обычно тяготеют к иным жанрам. На экране завершилась серия, а продолжение обещало появиться лишь на следующий день. Настойчивость отца убедила меня посмотреть следующий эпизод, и я с некоторой неохотой согласилась. Однако, ожидание стало невыносимым испытанием. Мое нетерпение достигло апогея, и я, не в силах ждать, обратилась к онлайн-ресурсам, чтобы, наконец, узнать, чем закончится эта захватывающая история. К счастью, количество эпизодов оказалось невелико, что позволило мне быстро досмотреть весь телесериал. Вряд ли можно говорить о восторге, охватившем меня после просмотра. Однако, этот телепроект, без сомнения, обладает глубоким познавательным значением. Центральной фигурой повествования является Николай Вавилов – выдающийся советский биолог, академик, чья жизнь и научное наследие стали предметом этого документального исследования. Сериал обстоятельно освещает его блестящие достижения, неоценимый вклад в историю науки, сложные личные отношения, драматические столкновения и, в конечном итоге, трагическую судьбу – арест и кончину в тюремном заключении. Не испытываю ни малейшего сожаления о потраченном времени. Этот документальный телесериал оставил глубокий след, заставив переосмыслить многое и погрузиться в историю жизни и деятельности великого ученого.