
6.64
1588
Сериал Берия. Проигрыш онлайн
Актеры:
Владимир Чуприков, Владимир Щербаков, Александр Базоев, Ольга Демидова, Александр Кудинов, Ульяна Урванцева, Петр Черняев, Виктор Балабанов, Вадим Померанцев, Дмитрий Аксенов
Режисер:
Максим Иванников
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2010
Добавлено:
сериал полностью из 4
(20.11.2012)
О чем сериал «Берия. Проигрыш»
Грандиозный кинематографический проект посвящен фигуре Лаврентия Павловича Берии, одной из наиболее противоречивых и трагических личностей в истории Советского Союза. В центре повествования – драматичные перипетии судьбы этого влиятельного деятеля, кульминацией которых стал роковой день 26 июня 1953 года, когда произошло его арест.
Фильм представляет собой кропотливую реконструкцию событий, позволяющую зрителю ощутить напряженную атмосферу того момента. Мы видим детально воссозданное заседание Президиума Верховного Совета, которое обернулось для Берии публичным унижением – его, свергнутого с вершины власти, выводят под конвоем, скованным наручниками, словно обычного преступника.
Помимо этого, картина охватывает последние, мрачные месяцы существования Берии в сыром, клаустрофобном улье тюремных покоев, позволяя заглянуть в бездну его душевных терзаний и отчаяния. Зрителя не минует и, пожалуй, самая шокирующая сцена – момент его внезапного и жестокого исполнения приговора 23 декабря 1953 года, завершающий его бурную и неоднозначную жизнь. Фильм стремится не просто рассказать историю, а воссоздать дух эпохи, погрузив зрителя в водоворот политических интриг, предательства и трагической обреченности. Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Лаврентий Павлович Берия – фигура поистине колоссальная и трагическая в калейдоскопе двадцатого столетия. Невозможно представить себе иное имя в советской летописи, столь же яростно обличено и демонизировано, чем имя этого неоднозначного государственного деятеля. Хрущевская пропагандистская машина намеренно выставила Берию карикатурным, грубым человеком и, что примечательно, обвинила его в моральных падениях. Этот ход был обусловлен тем, что преемник Берия в кремлевских кабинетах не мог позволить себе правдивое освещение деятельности своего предшественника, иначе ему самому пришлось бы отвечать за множество совершенных злодеяний.
Десятого июня 1953 года, словно удар молнии, обрушился на нацию тревожное известие из газеты «Правда». Пленум ЦК КПСС, в атмосфере скрытой интриги, принял решение о лишении Берии членства в Центральном Комитете и исключении из рядов Коммунистической партии Советского Союза, объявив его изменой партии и народу. Затем, словно вирус, распространилась по партийным структурам конфиденциальная брошюра, столь смазанно и порочаще рисующая «подвиги» генерального комиссара государственной безопасности, что один из читателей с горечью произнес: «Словно я попал в грязную яму». Общественное мнение, подвергнутое столь тщательной обработке, восприняло последующий суд над Берией и смертный приговор как безусловную данность. Казалось, эта клевета обрела бессмертие, но лишь спустя несколько десятилетий, под натиском времени, истины начали проступать сквозь пелену лжи. Ветер истории, словно всемогущий клином, раздвинул завесу, погребенную под обломками прошлого.
По сути, все, что нам преподносилось о Берии, было навязано из верхов. Поэтому, мини-сериал, представляющий собой, безусловно, провокационное произведение, вызвал у меня живейший интерес.
Фильм, несомненно, содержит интересные элементы, базирующиеся на архивных документах той эпохи. Однако, подлинность этих документов остается предметом сомнений. В конечном счете, это лишь интерпретация событий 1953 года, противоречащая официальной, канонической версии. Например, в нем рассказывается о дерзкой попытке, еще при жизни Сталина, организованной Никите Хрущевым и его сторонниками, разделить Советский Союз на отдельные республики – авантюра, которая нашла свое завершение в декабре 1991 года. Убийство Сталина и расстрел Берии, согласно этой версии, являются лишь печальными последствиями страха Хрущева перед неизбежным наказанием за проваленную затею. Таким образом, в фильме Берия предстает как невинная жертва коварного заговора, а Хрущев, напротив, представлен в негативном свете.
Выражаю искреннюю благодарность за блистательную игру Владимира Щербакова. Его внешнее сходство с Лаврентием Павловичем Берией поразительно, он с убедительностью и поразительной правдоподобностью воплотил на экране жизнь выдающегося, сложного человека. Не менее значима и работа Владимира Чуприкова и Владимира Черняевского, сыгравших Хрущева, и Георгия Тесля-Герасимова в роли майора Новожилова (герой, на мой взгляд, носит привкус вымышленности) и Дмитрия Аксенова, блестяще изобразившего следователя Руденко, мастера выбивания признаний. Не совсем понятна была замена некоторых актеров после второй серии – речь идет о Хрущеве и Маленкове. Любимый прием современного кинематографа – состаривание пленки с помощью компьютерных эффектов – в данном случае показался неуместным. Игра актеров, в целом, безупречна!
Мне не свойственно тяготеть к жанру художественно-документального кино. В нем сочетаются элементы хроники и закадрового повествования, но в то же время присутствуют постановочные сцены, где актеры, как и в любом художественном кино, либо демонстрируют высочайший профессионализм, либо переигрывают, либо остаются недосягаемыми для понимания. То же самое относится и к мини-сериалу «Берия. Проигрыш», который способен «открыть глаза» многим, заставив переосмыслить нашу историю.
Творческая интерпретация общеизвестных исторических эпизодов стала, несомненно, главным фактором, покорившим меня в этом сериале. Вопрос о степени исторической правдивости, конечно, остается открытым: вероятно, даже специалисты-историки не в силах, с абсолютной уверенностью, реконструировать подлинный ход событий минувшей эпохи. Эпоха, которую мы пытаемся постичь, окутана завесой недоговоренностей, политически мотивированных нарративов, намеренного искажения фактов и, в худшем случае, целенаправленного уничтожения первичных документов.
В наши дни всё большую значимость приобретают усилия историков-аналитиков, тех, кто подобно археологам, собирает крупицы достоверной информации, чтобы сформировать целостное представление об эпохе пятидесятых годов. Неожиданным открытием стали некоторые аспекты биографии Лаврентия Берии, в частности, его, казалось бы, парадоксальное стремление к воссоединению Германии ещё в середине прошлого века, непосредственно перед кончиной Иосифа Сталина, и последующая реформа, приведшая к упразднению системы ГУЛАГ.
Особенно занимательной представляется версия возникновения так называемого "Ленинградского дела", которая, кажется, проливает свет на его истинные корни. Наконец, могу с уверенностью заявить, что этот фильм, безусловно, станет интересным для всех, кто испытывает живой интерес к истории. Профессионалам же он, вероятно, предоставит богатый материал для критического анализа, аргументированного несогласия или, наоборот, констатации соответствия предложенной трактовки реалиям тех лет. Не стоит забывать, что у сценариста и режиссера, как создателей произведения, безусловно, существует право на собственную интерпретацию. Вопрос о том, насколько эта интерпретация созвучна вашим собственным представлениям, зависит, без сомнения, от вашего уровня образования, интеллектуальных способностей и широты эрудиции.
Фильм не может не побудить к глубоким размышлениям о трагической судьбе нашей Родины, о бурных и драматичных событиях, которые формировали её облик. И я, пожалуй, добавлю, что, на мой взгляд, совершенно верно было принято решение об отсутствии детальной прорисовки бытовых зарисовок и межличностных отношений. Всё представлено вскользь, в виде намеков, что, несомненно, придает фильму особое очарование и глубину. Главная задумка – переосмысление нашей истории, скрупулезно собранная из разрозненных фактов – изложена лаконично, без излишней детализации, она не утонет в пелене бытовых мелочей и на фоне непростой жизни предшествующих поколений.
Я настоятельно рекомендую к просмотру.