
7.03
2182
6.60
26
Сериал На ножах (1998) онлайн
Актеры:
Андрей Давыдов, Николай Добрынин, Ольга Дроздова, Александр Феклистов, Игорь Горбачев, Елена Майорова, Алексей Миронов, Владимир Протасенко, Ирина Розанова, Вячеслав Вдовин
Режисер:
Александр Орлов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
1998
Добавлено:
сериал полностью из 11
(28.09.2012)
О чем сериал «На ножах (1998)»
В тихом омуте провинциального городка, где течение дней напоминало монотонную, размеренную мелодию, царили умиротворение и неспешность. Жизнь его обитателей, казалось, застыла в вечном повторении: стабильная работа, привычные лица, предсказуемость каждого утра и вечера. В этом благополучии не было места ни тревогам, ни потрясениям – словно город был огражден от бурь внешнего мира.
Однако, как это часто бывает, судьба распорядилась иначе, преподнеся местным жителям нежданный и весьма ощутимый сюрприз. В их идиллический уголок перебрались двое юных людей, прибыли из шумной и динамичной столицы, словно два вихря, принесших с собой порыв перемен. Именно с их появлением на горизонте началась череда неожиданных и порой будоражащих сознание событий.
Те испытания, которые обрушились на плечи горожан, не всегда были окрашены радостными красками. Напротив, они породили целую гамму сложных и деликатных вопросов, заставив столкнуться с непростыми моральными дилеммами. Мирный распорядок жизни был нарушен, сменившись волной неспокойствия, насыщенной любовными переживаниями, интригами, сплетнями, коварными обманами, мучительными раскаяниями, горьким чувством предательства и прочими запутанными сюжетными поворотами. За мгновение устоявшийся и привычный мир был разрушен, а его осколки разлетелись во все стороны.
Неизбежный вопрос висит в воздухе: сумеют ли жители этого провинциального городка, израненные пережитыми потрясениями, вновь обрести утерянную гармонию и вернуться к той спокойной и размеренной жизни, которую они когда-то считали само собой разумеющимся благом? Или же этот переломный момент навсегда изменит облик их мира и оставит неизгладимый след в их душах? Рекомендуем к просмотру
Рецензии
В истории русской экранной адаптации, ни один из столпов девятнадцатой русской классики не встречал столь непростой доли, как творчество Николая Лескова. Его обширное литературное наследие, пестрящее яркими образами и глубокими социальными проблемами, оставалось в тени, а попытки воплотить его на экране часто страдали от недостатка изобретательности и оригинальности. И это особенно обидно, ведь произведения Лескова, с их неповторимым колоритом, могли бы стать основой для поистине стильных и увлекательных кинокартин, способных приковывать внимание зрителя. Каждая повесть, каждый рассказ казался готовым сценарием для многосерийного эпоса, полного юмора, иронии и незабываемых персонажей.
Изменился этот печальный порядок вещей благодаря Александру Орлову, решившемуся на экранизацию произведений Лескова. Успех фильму был предрешен не только режиссерским мастерством, но и вовремя подхваченной волной перемен. Работа над проектом и его выход на экраны пришлись на период, когда либеральные реформы затронули самые отдаленные уголки страны, создавая благоприятный климат для осмысления и переоценки культурного наследия.
Выбор 1998 года оказался поистине удачным. Фильм не вызвал ни идеологического сопротивления, ни отторжения со стороны «лесковской» среды, а напротив – обрел современное звучание, обогатив восприятие классического произведения.
С протяжении долгого времени, произведения Лескова оставались в стороне от внимания кинематографистов, чему препятствовал скептический настрой современников, особенно по отношению к его консерватизму. Но Александру Орлову удалось сломать эти стереотипы, четко обозначив две ключевые черты, определяющие и самого Лескова, и эпоху, в которой он жил. При этом он не уклонился от сложных вопросов, показав, что Лесков, будучи гениальным литератором, не только разоблачал революционеров, но и демонстрировал тлетворную «накипь», сопровождающую либеральное движение, пронизанное мошенничеством и нигилизмом.
Практически все аспекты фильма – от тщательно отобранных модификаций и сокращений сюжета (в частности, была исключена целая «петербургская линия», разворачивающаяся в радикальной среде), до кастинга актеров – служили иллюстрацией этих двух мыслей. Персонажи поражали своей фактурностью и оригинальностью: Горданов (Добрынин), Висленев (Виноградов), блистательная Глафира (Майорова) – каждый из них казался сошедшим со страниц литературного произведения. Сила почвенной жизни находила свое отражение в образах отца Евангела (Феклистов), капитана Форова (Иванов), помещика Водопьянова (Назаров), бывшего крепостного Сида, матушки Форовой и генеральши Синтяниной.
Примечательно, что отстраненность героев от подлинной, питающей живыми и нравственными корнями жизни, их бесцельное метание, неприкаянность, шаткость – все это, не покоренное еще прежним порядком вещей, становится центральным элементом повествования в фильме. Александр Орлов, выступивший в роли сценариста, выстроил все так, чтобы зритель почувствовал эту болезненную оторванность, ощутил ее по-своему стильную и необычную эстетику.
Таким образом, можно говорить о том, что Александру Орлову удалось извлечь суть лесковского гения из грубого, фельетонного текста, написанного для Каткова. Режиссер не только бережно сохранил оригинальный замысел, но и, в некоторых случаях, усилил драматический накал эпизодов, выведя их на новый уровень мастерства. Обращения отца Евангела, проникающие до глубины души, особенно когда он делится своей мудростью с презирающим Россию Висленевым, заставляют задуматься о вечных ценностях.
Неизменно напоминает о том, что природа родной земли – это бесценная «аптека», растущая прямо под ногами. Эмоциональное прощание Глафиры с мужем, павшего жертвой ее манипуляций, и примирение женщины с ее дворовым Сидом, нежные церковные песнопения, тайная полиция – все это заставляет зрителя пережить бурю чувств. И, конечно же, Водопьянов – безумный бедуин, чьи бредни кажутся пророческими предсказаниями, поединок Третьего отделения с Гордановым, разговор генеральши с Подохеровым у Аленушкиного пруда под раскидистыми елями – все это делает фильм поистине незабываемым.
Визуально фильм остается сдержанным и благородным, однако в нем проглядывают отголоски творчества Крамского и Борисова-Мусатова, Щедрина и Брюллова. Все это дополняется прекрасной и продуманной музыкой Мартынова, создающей неповторимую атмосферу.
В эпоху новых возможностей кинематографа особенно важно, чтобы современные режиссеры не забывали о творчестве Николая Лескова, черпали вдохновение в его произведениях и образах для создания новых экранизаций. В частности, хотелось бы увидеть на больших экранах вершину лесковского творчества – роман «Соборяне», для которого, без сомнения, пришло время.
Этот сериал – поистине яркая и захватывающая интерпретация произведения Лескова, который, несомненно, угодит ценителям русской классической литературы. В этой экранизации филигранно переплетаются самые разнообразные человеческие страсти и пороки: пылкая любовь, жестокое преступление, ненасытная жажда обогащения, подлая месть и глубокие философские размышления, что делает картину целостной и многослойной. Актерская игра, в подавляющем большинстве, безупречна, не вызывает ни единого намека на сомнение. За исключением, пожалуй, некоторой специфичности в манере исполнения Ирины Розановой. Ее паузы, иногда появляющиеся в неожиданных местах, нарушают логический и грамматический ритм, и хоть и добавляют своеобразный колорит, тем не менее, могут слегка раздражать.
Определить главных и второстепенных персонажей в этой истории крайне затруднительно. Каждый герой, независимо от своей роли в сюжете, обладает уникальной, сложной и неоднозначной личностью, что делает его чрезвычайно интересным для анализа. Глафира, изначально предстающая как коварная злодейка, мечтающая об устранении своего престарелого мужа, – жертва обстоятельств, подобранная из нищеты и брошенная на произвол судьбы после бурной молодости, полной отчаянных протестов против существующего порядка. И невольно сочувствуешь ей, ведь именно Горданов, с его бравадой о принадлежности к тайным обществам, обманул ее, жестоко использовал и оставил ввергнутой в отчаяние.
Висленев – карикатурный юродивый, беззаботный болтун, хитрый попрошайка, лишенный всякой принципиальности. Лара – хищница, расчетливая и проницательная. Форов – человек доброй души, погрязший в алкогольной зависимости. Его супруга проявляет чрезмерную опеку над своими племянниками, чья любовь, кажется, не вполне заслужена. Андрей и Александра, к сожалению, лишены яркой индивидуальности, их попытка изобразить безупречную добродетель выглядит несколько натянутой. Андрей же – нерешительный и неуверенный в себе, не знает, как сближаться ни с понравившейся девушкой, ни со своей собственной женой. И линия их взаимоотношений, а также связь Александры с другим мужчиной и благословение ее пожилого мужа, выглядят несколько искусственными, неправдоподобными. Возможно, это и есть художественная вольность, но ощущение нереальности все же присутствует.
В конечном итоге, на мой взгляд, Глафира получила заслуженное возмездие, а Ропшин, этот неожиданный темный конь, сорвал главный приз, добившись своей цели. Несмотря на эти небольшие огрехи, сериал остается чрезвычайно увлекательным и рекомендуется к просмотру всем любителям захватывающих историй с глубоким психологическим подтекстом. Он дарит богатый пир для ума и будоражит воображение.