
7.97
7627
8.00
127
Сериал Завещание Ленина онлайн
Актеры:
Игорь Класс, Владимир Капустин, Елена Лядова, Александр Трофимов, Ирина Муравьёва, Елена Руфанова, Инга Оболдина, Владимир Конкин, Анна Рудь, Валерий Золотухин
Режисер:
Николай Досталь
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2007
Добавлено:
сериал полностью из 12
(08.10.2015)
О чем сериал «Завещание Ленина»
В 2021 году, ознаменовав столетний юбилей со дня рождения выдающегося русского писателя Варлама Тихоновича Шаламова, на экраны вышла кинолента "Завещание Ленина". Этот прозаик, чья судьба неразрывно связана с бескрайними и мрачными просторами Колымы, провел около полутора десятилетий в жерновах репрессивной машины ГУЛАГа, испытав на себе весь ужас системы исправительно-трудовых лагерей.
Его трагическая история началась в 1929 году, когда, будучи вовлеченным в политические страсти времени, он совершил поступок, изменивший его жизнь навсегда. На съезде распространил копии письма, написанного Владимиром Ильичем Лениным, в котором тот подвергал резкую критику деяния Иосифа Виссарионовича Сталина, обвиняя его в отступлении от принципов революции. Этот документ, ныне известный как "Завещание Ленина", стал для Шаламова роковой искрой, обрушившей на него гнев сталинского режима. В результате – приговор, отправивший писателя на долгие годы в Магадан, на работы, изо дня в день, каторжные и изнурительные. Эта кинематографическая работа стремится пролить свет на трагические события, навсегда запечатлевшиеся в памяти народа, и на фигуру человека, чья судьба оказалась неразрывно связана с этим непростым документом. Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Сказать прямо, если бы меня не предупредили о происхождении этой киноинтерпретации, я бы ни за что не предположил, что она выросла из плода гения Шаламова. Авторы, словно небрежный садовник, растоптали хрупкий цветок его прозы, отделив его от живительной почвы истины. И что самое печальное, многие зрители, охваченные волной беспечного восторгов, восхищаются этим продуктом, что свидетельствует о снижении планки критического восприятия, об упадке вкуса, отравленного массовым конвейером низкопробного кинематографа.
Это, конечно, не повергло меня в состояние шока – проект, как известно, курировал Николай Досталь. Этот режиссер, склоненный к зарисовкам на тему сталинизма, церковных конфликтов и карательных батальонов, зачастую не доводит задуманное до логического завершения. Но назвать его бездарным было бы несправедливо. Он продемонстрировал немалый талант в девяностые годы, создав, например, экранизацию Искандера, «Маленького гиганта большого секса». Тогда у него получилось создать искрометную, по-настоящему достойную комедию. Едва ли он бы пошел по другому пути, если бы не эта неудачная затея.
Мое неприятие к сериалу проявилось практически сразу же, еще до первого просмотра. Этот предчувствие было вызвано фотографией на диске – изображение лица, выражающего абсолютное безумие, вызвало во мне приступ негодования. Разве это Шаламов? Я был потрясен! Неужели настолько сложно подобрать актерский состав? Это же краеугольный камень любого кинематографического произведения! Артисты, играющие Шаламова в сериале, кажется, словно сошли с картин другого художника. И даже если взглянуть на фотографии настоящего Шаламова, невозможно не заметить его глубоко посаженные, выразительные глаза. То же самое можно сказать и о Распутине – его взгляд, словно гипнотическое око, мог мгновенно погрузить собеседника в транс. В актерах этой киноинтерпретации такого, увы, не наблюдается – они выглядят обыденно, безжизненно. Я бы предложил на роль Шаламова в старости Юрия Шерстнева, а на роль молодого Шаламова, безусловно, потребовалось бы кропотливое отыскивание, но без слепого доверия. Создалось ощущение, что фотографии реального Шаламова не выставлялись на всеобщее обозрение перед началом съемочного процесса.
Недостаточно хорошо ознакомились с "Колымскими рассказами" и другими его работами – либо не сумели уловить суть. Часто говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и режиссеру проще воздействовать на зрителя визуальным образом, в то время как писателю необходимо детально описывать происходящее. Но Досталь не добился желаемого эффекта, не сумел передать суть, не смог донести главное. Ведь суть рассказов Шаламова заключается в том, что лагерь – это безжалостный механизм, превращающий человека в животное, которое живет лишь инстинктами – удовлетворением голода и стремлением к комфорту.
В сериале Шаламов показан не так, каким он был на самом деле. Он предстает, скорее, как супергерой, не боящийся ничего, бросающий стул в голову следователя, отправляющий «авторитетов» в темные подвалы и помогающий сокамерникам в трудных ситуациях. Разве это не супермен?
В оригинальных рассказах «авторитеты» были мощной, неприступной стеной, подобной урагану, обрушивающемуся на заключенных. Иногда, конечно, они становились пешками в руках власти. О них так хорошо показано в «Отрыве» или «Холодном лете пятьдесят третьего». В «Завещании Ленина» лагерные «авторитеты» были представлены в гротескном, пародийном свете. И, хотя это, очевидно, не было целью Досталя, получилось неуместно, совершенно не смешно и, честно говоря, печально. Ведь это не "Джентльмены удачи".
Привлекает внимание невнимательное отношение к деталям, которые должны были формировать общее настроение сериала. Опять же, безрезультатно... Мужчины в фуфайках вышагивают вокруг колючей проволоки – но разве это лагерь на Колыме? Требовался более тонкий подход. Вспомните, сколько мелочей Суриков включил в картину «Боярыня Морозова», чтобы передать образ юродивого, обувшегося наголо в снегу. Он тщательно прописывал каждую деталь, просил натурщика натереть ноги водкой и посидеть на снегу, чтобы воссоздать эффект правдоподобно. Вот это и есть работа!
На Колыме зимой температура может опускаться до пятидесяти, а то и шестидесяти градусов мороза. Здесь не только изо рта идет пар, но и слюна замерзает на лице. А в сериале мужчины словно не чувствуют холода, гуляют в расстегнутых фуфайках. Никаких признаков обморожения, кашля – ничего подобного. К экранизациям необходимо относиться с большим уважением.
Разрыв между сериалом и оригиналом колоссален. Возьмем, к примеру, очерк «Сгущенное молоко», где разговор Шаламова и Шестакова, мечтавшего о побеге, происходит под аккомпанемент бомбардировок – все трясется, готовится ночная смена. Шаламов обнажает ноги, и мы видим алые язвы цинги. Сгущенку едят перед голодными заключенными, которые не могут оторвать взгляд от исчезающего лакомства. А в сериале все упрощено, и получается, что Шаламову очень понравилась сгущенка, он даже облизал палец. В оригинале не было зрителей, не было сочувствия, не было никакой жалости. Или теперь так показывают голод? А язв никаких и в помине не было.
Может ли быть экранизацией что-то подобное? На мой взгляд, нет. Здесь показали только внешнюю оболочку, историю жизни Шаламова. А его жизнь была наполнена другими людьми – скучающими революционерами, разжиревшимися начальниками лагерей, представленными в сериале в карикатурном виде.
Редко поддаюсь порыву выражать свое мнение о кинематографических произведениях, но иногда возникают картины, требующие, чтобы о них было сказано громко, неистово. Не стану же я выкрикивать на каждом углу о достоинствах этого проекта, но поделиться впечатлениями на моей любимой онлайн-площадке – задача абсолютно выполнимая. Изначально я планировал детальное, обстоятельное изложение своих размышлений, однако, решил ограничиться лишь лаконичным, но емким обзором.
То, что мы увидели – поистине феноменальный проект, выбивающийся из общего потока современной медиа-продукции. Он пронзительно обнажает гнойники общественных проблем, заставляя задуматься о вещах, которые обычно остаются за кадром. Заметна тщательность работы, не просто кинематографической команды, а настоящих мастеров своего дела, стремившихся создать не просто развлекательный контент, а подлинное произведение искусства. Возможно, во время просмотра вы ощутите, как легкое удовольствие постепенно перерастает в состояние эйфории. Это неизбежно, когда вы осознаете, насколько искусно, с душой и с глубочайшим уважением к зрителю авторы выполнили свою задачу, и как остальные работы в этом жанре кажутся бледной тенью, неспособной сравниться с величием этой картины.
Это просто невероятно! Я не стремлюсь к беспричинной похвале, моя цель – подчеркнуть безупречное качество работы создателей. Уверен, что каждый, кто откроет для себя этот проект, сможет оценить его глубину и значимость. То потрясение, которое пережил я, должен ощутить каждый из вас. Это же восхитительно! Проект умеет удивлять, заворожить, пробудить самые сокровенные чувства.
Безусловно, перед нами сериал, который тронет сердца многих благодаря убедительному изображению жизни и судьбы Варлама Шаламова – личности, оставившей неизгладимый след в русской литературе и истории. Мы узнаем беспрецедентное количество деталей о жизни Варлама Тихоновича, о его терниях и триумфах, о его борьбе за правду и справедливость. Для тех, кто далек от литературного контекста и не знаком с личностью Шаламова, я настоятельно рекомендую этот проект как возможность прикоснуться к подлинному герою своего времени. Не упустите эту уникальную возможность!
Стремясь избежать излишней философской патетики, я уверяю вас: это один из лучших фильмов не только о "литераторах" (тема, которая в последнее время активно освещается в российских медиа), но и о драматической истории эпохи. Все двенадцать серий пролетают, как одно мгновение, захватывая вас в водоворот событий. Проект получился поистине качественным, безумно приятным зрелищем! Обязательно посмотрите. Без колебаний ставлю высший балл – десять из десяти!
Признаться, я не склонен к составлению рецензий. Обычно, посмотрев киноленту или многосерийный проект, я просто возвращаюсь к своим делам, не задумываясь о том, кому может потребоваться мое мнение. Вопрос о полезности подобных высказываний нередко остается открытым. Тем не менее, после глубочайшего погружения в мир «Завещания Ленина», я ощутил непреодолимую потребность поделиться пережитыми чувствами, поделиться этим необыкновенным катарсисом.
Нечто поистине волшебное происходит, когда кинематографический замысел не просто удовлетворяет запросам зрителя, но и поражает воображение, демонстрирует безупречное качество исполнения и глубочайшее уважение к изображаемым событиям. Этот сериал доставил мне искреннее, неподдельное наслаждение не только во время просмотра, но и после его завершения, оставив на душе мягкий, светлый отпечаток. Именно поэтому я и решил настоятельно рекомендовать «Завещание Ленина» к ознакомлению. Уверен, что и вы не останетесь равнодушными.
Особую ценность этот проект откроет тем, кто придерживается взглядов и ценит творчество Варлама Шаламова. В нем можно обнаружить новые, ранее неизвестные грани его биографии, ведь о судьбе Варлама Тихоновича известно не так уж много. Даже тем, кто не знаком с его личностью, настоятельно советую уделить внимание этому киносериалу, узнать о жизни этого выдающегося человека. Это не только захватывающее зрелище, но и важный опыт для каждого.
В «Завещании Ленина» удивительным образом переплетаются историческая достоверность и драматическая глубина, создавая поистине потрясающее произведение кинематографа. Сериал захватывает с первых же минут и смотрится с завороженным вниманием, с жадностью поглощая каждую деталь повествования. Это кинематографический бриллиант, достойный внимания каждого ценителя прекрасного.