8.12 14487
7.80 80

Сериал Раскол онлайн

Актеры:
Дмитрий Тихонов, Валерий Гришко, Александр Коротков, Роман Мадянов, Дарья Екамасова, Александр Коршунов, Ольга Аксёнова, Иван Верховых, Всеволод Иванов, Олег Любимов
Режисер:
Николай Досталь
Жанр:
отечественные, исторические, семейные, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
19-20 серия из 20 (17.09.2011)
О чем сериал «Раскол»
Предлагается многосерийный исторический эпос, рожденный усилиями российских режиссеров, погружающий зрителя в один из наиболее скорбных и судьбоносных этапов существования Российского царства – эпоху, когда на троне восседал царь Алексей Михайлович. Этот период, отмеченный горькими потерями и глубокими потрясениями, получил в истории имя "Тишайший" – прозвище, которое, однако, не отражает всей бури, бушевавшей в государстве. Время его царствования навсегда связано с трагическим разломом, пронзившим всю церковную жизнь. Речь идет о расколе, что стало результатом реформ, инициированных патриархом Никоном, стремящимся привести богослужебные обряды в соответствие с общепринятыми нормами, действующими в других православных странах. Однако эти, казалось бы, неизбежные преобразования вызвали ожесточенное сопротивление, расколов нацию и оставив глубокий след в общественном сознании. Народные массы, столкнувшись с радикальными переменами, не приняли унифицированный обряд. Раскол стал той переломной точкой, определившую дальнейшую траекторию развития государства и породившую новые социальные конфликты. Парадоксально, но именно деятельные и уважаемые члены общества, люди, обладающие авторитетом и проницательностью, встали на пути этих реформаторских начинаний, препятствуя их безболезненному внедрению и защищая устоявшиеся традиции. Эта многогранная историческая канва, исполненная драматизма и трагедии, будет раскрыта перед зрителем во всем своем величии и сложности.
Рецензии
В эпоху давно ушедшей, когда моральные ориентиры служили прочным фундаментом человеческого существования, казалось, что принципы – не просто слова, а живительный эликсир, питающий общество. В наши дни, подобный идеал, словно призрачный мираж, ускользает от нас, оставляя ощущение глубокой дисгармонии. Стремительное развитие цивилизации, одержимой комфортом и сиюминутными удовольствиями, зачастую превращает искренние убеждения в навязчивые предрассудки, а самопожертвование – в нелепую, абсурдную жертву. В погоне за эфемерным благополучием утрачивается глубина и подлинность. На фоне повсеместной, ядовитой какофонии телевизионных развлечений, словно глоток свежего воздуха, возвращается живое искусство, дабы вновь напомнить о вечных ценностях. В этом ряду – новый сериал, представляющий собой, без преувеличения, феноменальное явление. Его персонажи, вопреки всеобщему цинизму, окутаны аурой духовности: они живут, любят, страдают и погибают, руководствуясь непоколебимыми идеалами. Как режиссеру, чей замысел кажется столь наивным, удается сохранить столь убедительную достоверность – остается загадкой, свидетельством гениального дарования. Непоколебимая вера протопопа Аввакума (в исполнении Александра Короткова) и его верной спутницы Марковны (Дарьи Екамасовой), преследуемые всесильной властью, становятся источником необычайного вдохновения, демонстрируя силу духа, неподвластную тирании и угнетению. Их история – яркое воплощение торжества морали над грубой силой. Игра актеров – поистине захватывающая. Создатели проекта справедливо называют свою работу фреской, подражая величию иконописи. И в этом есть немалая доля правды: в изображении царит определенная условность, отходящая от суровой реальности. В общении героев почти отсутствует привычная, повседневная речь. Даже в уединении их изречения звучат возвышенно и патетично, сформулированные в безупречно грамматически правильных, развернутых предложениях. Бытовой аспект показан лаконично, сдержанно. Создается впечатление, что Досталь сознательно игнорирует строгие каноны исторической герменевтики, намеренно лишая зрителя полного погружения в атмосферу XVII века. Повествование ведется на определенном, тщательно выверенном расстоянии, оставаясь доступным, но не слишком фамильярным. Таким образом, внимание зрителя постоянно корректируется автором, направляется, словно луч прожектора. Не меньший вклад в успех картины внесла выдающаяся актерская игра. Особенно запоминающимся является патриарх Никон (в блестящем исполнении Виктора Гришко) – наиболее психологически достоверный образ, воплощающий активного, честолюбивого и, в конечном счете, самонадеянного человека, переоценившего собственную харизму. Царь Алексей Михайлович (Дмитрий Тихонов) – целостная, сложная фигура, трагическая судьба нравственно рефлексирующего правителя, в плену у власти. Фильм предлагает свежий, зрелый взгляд на политические процессы эпохи. Заслуживает внимания и обилие духовных лиц, чьи лица выражают мудрость и глубокую образованность, свойственную, возможно, только избранным. Визуальная составляющая картины поражает воображение. Монастыри, избы, палаты – каждый элемент декора создает ощущение абсолютной аутентичности. Художники по костюмам подошли к работе с невероятным энтузиазмом, демонстрируя такой профессионализм, что их творчество вполне может определить новые тенденции в моде, вдохновив на создание коллекции под брендом "Раскол". Среди недостатков следует отметить твердое привязку к историческому контексту. Повествование охватывает два десятилетия, что, несомненно, требует текстовых датировок и географических уточнений. Полезными были бы пояснительные надписи к именам исторических персонажей. Ограниченный бюджет и трагические акценты, к сожалению, не позволили в полной мере раскрыть масштаб и колорит батальных сцен, которые являются неотъемлемой частью истории цивилизации. Однако все эти придирки – лишь незначительные детали. Главное произошло: Россия, словно очнувшись от многовекового забытья, вспомнила о своей истории, о своих корнях. И это – поистине бесценный вклад в национальное самосознание.
В современном российском кинематографе с изрядной долей сожаления приходится констатировать дефицит по-настоящему значимых работ. Зачастую создатели кинолент отступают от принципов исторической достоверности, позволяя себе вольную интерпретацию фактов и персонажей, что, на мой взгляд, граничит с обыкновенной поверхностностью и не представляет существенной ценности для искушенного зрителя. Потоки картин либо вторичны, повторяя голливудские каноны, либо корректируются под конъюнктурные запросы заказчиков, либо стремятся угодить прихотливым вкусам критиков, но фильмов, созданных по-настоящему для народа, – катастрофически мало. На этом фоне работа Николая Досталя подобна глотку свежего воздуха. Ему, к сожалению, удается то, что многим современным режиссерам кажется недостижимым – создание глубокого, правдивого исторического кино. Он смог обойтись без морализаторства, наставлений и навязчивой назидательности. Фильм Досталя поражает своей зрелостью, проницательностью и вдумчивостью, лишенной пошлых штампов и спекулятивного флера. В каждом кадре, в каждом движении актеров чувствуется глубина и какая-то самобытная красота, выстраданная временем. Я не припомню ни одной другой исторической картины, которая бы с такой филигранной точностью и художественной выразительностью воссоздала определенный исторический период нашей Родины. Познание истории – это важный долг, но еще важнее – это уважение к ней, осознание ее наследия и значимости для формирования нашей национальной идентичности. Особого внимания заслуживают диалоги в фильме «Раскол». Чувствуется бережное, скрупулезное, практически ювелирное отношение к каждому слову, каждая фраза наполнена глубоким смыслом и выверена с поразительной точностью. Трудно даже вообразить объем колоссальной работы, проделанной сценаристами, чтобы столь достоверно передать язык церковнослужителей, простых людей, монарха. Впечатляет внимание к деталям: аутентичность одежды, предметов быта, всего уклада жизни той эпохи – это поистине титанический труд! Я с большим интересом слежу за творческим путем Николая Досталя, который с каждой новой работой демонстрирует профессиональный рост и наполненность. С нетерпением жду релиза фильма на DVD. В моей домашней коллекции уже есть его картина «Завещание Ленина», которая произвела на меня столь же сильное впечатление. Хочется выразить искреннюю благодарность всем создателям этого замечательного фильма, которые проявили мужество и целеустремленность, запустив столь масштабный и значимый проект. Необходимо, чтобы этот фильм был доступен широкой аудитории, чтобы как можно больше зрителей могли ознакомиться с этим кинематографическим шедевром. К небольшому замечанию. Я не являюсь человеком религиозным, и поэтому смог обратить внимание на частоту перекрещиваний, которые, несомненно, были неотъемлемой частью того времени, но, на мой взгляд, их количество несколько чрезмерно. Гораздо важнее, что «Раскол» не является пафосным пропагандистским материалом, восхваляющим православие. Скорее, он ставит перед зрителем ряд вопросов, требующих серьезного осмысления деятельности РПЦ. Я убежден, что просмотр этого фильма не приведет к увеличению числа верующих. Вероятно, именно это и было задумано автором.
Долгое время я относился к отечественным историческим постановкам с глубоким скептицизмом, ощущая нехватку той аутентичности и скрупулезности, которая способна увлечь и заставить поверить в происходящее на экране. Порой возникало чувство отторжения от небрежного отношения к исторической правде, от актерской игры, в которой современная самовлюбленность принижала ценность повествования. И вот, среди обилия неровных и поверхностных работ, я совершил счастливую находку – столкнулся с картиной, способной по-настоящему восхитить. Особую ценность в «Расколе» представляет приверженность создателей к строгой исторической достоверности. В отличие от многих современных интерпретаций, этот фильм не вызывает ощущения фальши и не вызывает горечи от осознания искажения прошлого. Он позволяет зрителю погрузиться в мир наших предков, заглянуть в повседневную жизнь людей, живших в середине XVII века – в непростой период Никоновских реформ, ознаменовавший начало глубоких перемен в религиозной и общественной сферах. События разворачиваются с поразительной правдивостью, лишенной излишней драматизации и искусственности. Возможно, именно поэтому веришь в готовность людей того времени жертвовать жизнью ради непоколебимой веры. Представь себе: годы, проведенные в тяжких лишениях, в темных ямах, терзаемые голодом, но сохранившие искреннюю преданность молитве и покаянию. Великолепно показан процесс зарождения реформ, их колоссальное воздействие на устоявшиеся порядки общества и церковной жизни, расколовшей верующих на два непримиримых лагеря: «никониан» и «старообрядцев». И, конечно же, трогает до глубины души не только эпический масштаб происходящего, но и трагические личные истории героев. Невозможно не отметить подбор актерского состава – каждый актер органично воплотил образ, создавая ощущение присутствия в эпохе. Подобраны точные типажи, которые не вызывают отторжения, а, наоборот, располагают к сопереживанию. Картина отличается отсутствием навязчивого пафоса и той нарочитой недосказанности, которая, к сожалению, стала неотъемлемой чертой современного кинематографа. Костюмы, предметы быта, архитектура поселений, традиции, нормы общения – всё воссоздано с поразительной точностью, позволяя ощутить атмосферу Руси, прошедшей сквозь призму столетий. А музыка! Необыкновенные живые напевы проникают в самое сердце, напоминая о наших корнях и о том, кто мы есть. Можно говорить об этом фильме бесконечно, но позвольте мне лишь подчеркнуть, что режиссеру Николаю Досталю и всей творческой группе удалось создать поистине живое, настоящее кино, посвященное простым, человеческим чувствам, нашей родной земле. Это кино обладает огромной силой, способной растрогать даже самого закоренелого скептика, пробудить в нем чувство гордости за наше прошлое и надежду на будущее.