7.85 16921
7.50 294

Сериал Братья Карамазовы (2009) онлайн

Актеры:
Сергей Баталов, Анатолий Белый, Павел Деревянко, Александр Голубев, Сергей Горобченко, Андрей Ильин, Виктория Исакова, Сергей Колтаков, Дина Корзун, Наталья Лесниковская
Режисер:
Юрий Мороз
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 12 (03.02.2011)
О чем сериал «Братья Карамазовы (2009)»
В преддверии бурных перемен, в тихом, провинциальном российском городке, разворачивается драматичная сага, плетущаяся вокруг фигуры почтенного, но эксцентричного Фёдора Карамазова и его троих взрослых сыновей – Митьки, Ивана и Алёши. Напряженность в отношениях между отцом и первенцем, Митей, коренится не только в ожидании наследства, но и в затравленной страстью к Грушеньке, женщине, пленившей сердца обоих мужчин. Эта роковая дама становится эпицентром их соперничества, усиливая существующую пропасть между ними. Помимо этой внешней, легко различимой причины, скрываются более глубокие, многогранные конфликты, вытекающие из сложной личности Карамазова и его неоднозначных методов воспитания. Иван, с его острым, аналитическим умом и скептическим взглядом на мир, постоянно подвергает сомнению авторитет отца, в то время как Алёша, облаченный в мантию юношеской наивности и глубокой веры, пытается выступать в роли миротворца. В этой запутанной паутине взаимоотношений, где ложь переплетается с правдой, а страсть – с отчаянием, фигура Смердякова, внебрачного сына Карамазова, приобретает особую зловещую значимость. Он, словно тёмный наблюдатель, внимательно следит за развитием событий, искусно манипулируя слабостями и противоречиями каждого участника этой бурной драмы, чтобы, в свою очередь, использовать возникший хаос для достижения собственных, скрытых от посторонних глаз, целей. Смердяков, подобно призраку, подпитывается общим недовольством, подталкивая всех к краю бездны. Он становится проводником разрушительных сил, сплетая интриги и плетя коварные сети, готовые поглотить Карамазовых и навсегда изменить ход их жизней.
Рецензии
Первоначальная новость об экранизации грандиозного романа Достоевского повергла меня в состояние немалой досады. Признаюсь, я весьма строга к отечественному телепроизводству, и лишь единичные проекты способны вызвать у меня искренний восторг. Тревожила перспектива упрощения сложной сюжетной ткани, опасалась, что сериал будет приукрашен излишне откровенными сценами, чуждыми духу великого произведения. Однако, ознакомившись с финальным результатом, я с удивлением обнаружила, что мои опасения не оправдались. Напротив, я теперь с энтузиазмом рекомендую эту работу, оценивая её исключительно в позитивном ключе. Уже из первых кадров восхитила бережное, почти реверенциальное отношение создателей к первоисточнику. Порадовало, что не были искажены ключевые сюжетные линии (особенно досадно, что не экранизировали «Мальчики»), а глубочайшие, порой мучительные философские размышления о человеческой природе, любви и божественном промысле, представлены практически в полной мере. Особую радость доставила игра Сергея Горобченко, чей образ Мити оказался притягательным, живым и совершенно неповторимым. Пришлось приложить немало усилий, чтобы проникнуться игрой Александра Голубева в роли Алеши, но в итоге его трактовка персонажа оказалась безусловно убедительной. Сергей Колтаков, без преувеличения, великолепен – нет другого слова, которое могло бы передать всю глубину и мастерство его исполнения. Его Федор Павлович словно вдыхает свежий воздух, являя собой абсолютно новое, новаторское видение персонажа. Нельзя не упомянуть о блестящей работе Павла Деревянко. Полагаю, для многих зрителей он запомнился по своей заметной роли в комедийном фильме Марюса Вайсберга «Гитлер капут». Я, как человек, не склонный к просмотру легкомысленных комедий, изначально относилась к его участию в сериале с определенной настороженностью. Однако впоследствии я полностью пересмотрела своё мнение и признала его талант. Его Смердяков вызывает бурю противоречивых чувств: от отвращения и злобы до уважения и даже жалости. Всё это было передано Деревянко с поразительной достоверностью, и поэтому я смело могу заявить, что его игра в этом фильме – лучшая, которую я когда-либо видела. Что касается Светланы Ивановны, то она не смогла меня покорить. Я не уловила в ней той гордости, той внутренней чистоты и самоотверженности, которые присущи этому персонажу. Просто держать спину прямо и смотреть в глаза с достоинством еще не делает человека гордым. Сказка о Большом Инквизиторе тоже не произвела на меня желаемого эффекта. Во время просмотра возникло ощущение, что я наблюдаю не за драматическим спектаклем, а за механическим пересказом сюжета. Игра исполнителя роли Инквизитора не поразила воображение, в ней не чувствовалось той внутренней борьбы, того горячего, почти безумного поклонения Христу, которое проявляется в жестокости и безжалостности по отношению к человечеству. Этот эпизод показался мне несколько наигранным. В то же время, другие элементы картины, будь то декорации, операторская работа, костюмы и реквизит, оставили у меня исключительно положительные впечатления. Таким образом, я могу с уверенностью заключить: экранизация последнего романа Достоевского, возможно, и не является вершиной кинематографического искусства, но она, безусловно, заслуживает высокой оценки за свою благородность и уважение к первоисточнику.
Воплощение классического романа на экране – событие, заслуживающее пристального внимания. Сериал, безусловно, обладает ощутимым потенциалом успеха, хотя и был, к сожалению, подвергнут некоторой урезанности, по воле неблаговидных интриг головного телеканала. Тем не менее, несмотря на эти вынужденные компромиссы, создателям удалось сохранить ту глубокую философскую насыщенность и завораживающую красоту, что отличает произведение Достоевского. Актерский ансамбль выше всяких похвал. Сергей Мороз, взявшись за интерпретацию романа, сфокусировал свое внимание на внутреннем мире братьев Карамазовых, отступив от масштабного политического контекста, что позволило зрителю глубже погрузиться в психологию героев. Каждый из братьев предстает перед нами живым, достоверным, актеры с поразительной убедительностью передают их характеры, словно проживая их судьбы. Изначально я относилась к исполнению роли Голубева с некоторой осторожностью, но актер, безусловно, оправдал ожидания, проявив мастерство и нюансировку в изображении сложного персонажа. Особого внимания заслуживает игра Павла Деревянко. Признаться, я не ожидала от него столь яркой и многогранной работы. Его персонаж вызвал противоречивые чувства – от отвращения до искреннего сочувствия. Но выше всех, как мне показалось, возвышается исполнение Романа Белоснежного. Именно таким я и представляла себе Ивана Карамазова – мятущуюся душу, горящего страстью к истине, одержимого поиском выхода из запутанного лабиринта моральных дилемм. Нельзя не отметить прекрасную игру женского состава. Наибольшее восхищение вызвала актриса Александра Лядова. Ее неповторимый голос, манера говорить, горделивая осанка убеждали меня в ее незаменимости для раскрытия образов Мити и Федора Павловича. В целом, все актрисы проявили себя достойно, за исключением, пожалуй, юной исполнительницы роли Лизы. Она, к сожалению, не смогла вызвать того чувства умиления и сострадания к ее колебающейся, нежной душе, что является обязательным для данного персонажа. Операторская работа и визуальное оформление декораций также безусловно радуют глаз. Весь сериал визуально прекрасен, обладает высокой художественной ценностью. Что касается сценария, то здесь можно найти как положительные, так и отрицательные моменты. В то же время, несмотря на определенную недоработку отдельных эпизодов – в частности, изображение поступков младших братьев, прорисовка линии отца Зосимы, а также несколько скомканное изображение "униженных и оскорбленных" – сценаристам удалось сохранить ключевые сюжетные повороты и философские размышления, которые делают роман столь значимым. Особо хочется отметить эффектный прием, заключающийся в непрерывном показе каторжных, являющийся своеобразным визуальным рупором страдания и социальной несправедливости, преследующий зрителя на протяжении всего сериала. В заключение, хочется отметить высочайшее качество всей производственной команды, что вызвало во мне искреннее восхищение. Роман "Братья Карамазовы" занимает особое место в моей личной библиотеке, и я чрезвычайно рада возможности увидеть такое достойное, хотя и несколько обрезанное, воплощение этого великого произведения на экране.
Воланд бы, наверное, прищурился и пробормотал: «Что за странный спектакль разыгрывается здесь?» Потому что, действительно, ощущается явное, почти болезненное, влияние театрального образования у половины актерского состава. В театре эта отточенная, вызубренная подача может и пойдет на пользу, оживляя задумчивость персонажей, но на экране она превращается в источник невыносимого раздражения. Всякое кажется возможным в искусстве, но здесь происходящее настолько непостижимо, что теряется всякая нить повествования. Люди не говорят и не действуют подобным образом в реальности – их реплики искусственны, словно вырваны из учебника актерского мастерства, и столь же неуклюже вплетены в повествовательную ткань. И это лишь вершина айсберга, если даже не затрагиваться нагнетающую проблему сути повествования. Просмотр становится настоящим испытанием, потребующим постоянных, мучительных пауз для анализа – необходимо разбираться в переплетении реплик, в мотивации действий, в скрытом подтексте. Становится очевидно, что автор сценария не приложил достаточных усилий ни к созданию диалогов, ни к предоставлению четкой экспозиции. В самом же ядре сюжета царит бездонная банальность и скука, тянущаяся, словно бесконечная вереница серых будней. Сюжет настолько примитивен, что идеально вписался бы в расписание дневного телесериала, что на отечественном телевидении. Название менять не требуется – это действительно маргинальная, ничем не примечательная точка. Возможно, сейчас, обладая опытными знаниями и критическим взглядом, легко отсеивать подобные недостатки. Однако, даже тогда, создавалось впечатление, что герои предпочли бегству от реальности пьянство, беззаботные развлечения, оплаченные чужими средствами, профундирование собственных финансов, буйство гормональных всплесков и бесплодные размышления о божественном, а затем, с нескрываемой горечью, отправлялись на каторгу. К счастью, эпоха эта ушла в прошлое, и русская классика постепенно сходит со сцены, лишаясь своей актуальности, своей силы, своей значимости. Время ее, без сомнения, истекло.
Первые минуты погружения в этот драматический сериал буквально задели душу своей психологической насыщенностью. Чувствовалось, как создатели стремились передать нюансы повествования, воспроизводя его с поразительной точностью, даже сохраняя зачастую дословные формулировки. Однако, с течением времени, стали заметны весьма ощутимые провалы – целые фрагменты, а порой и масштабные сцены, были безжалостно вырезаны, что исказило целостность сюжета. Например, эпизод, в котором Смердяков откровенно беседует с Павлом Федоровичем, выражая свое неверие в высшие силы и приводя образ солдата, чья вера, даже если она и искренна, не способна противостоять несправедливости обидчиков, вызвал глубокие размышления. Или сцена, когда Дмитрий Федорович, отчаявшись, убирает свои пистолеты, готовясь отправиться к "Лягавому" за скромной суммой в три тысячи рублей – этот эпизод, несомненно, добавлял трагизма общей картине. По моему мнению, было бы куда предпочтительнее ограничиться шестнадцатью сериями, удостоверившись, что каждая деталь повествования находит свое место, чем следовать стандартному формату из двенадцати серий, получая в итоге лишь фрагментарное, разрозненное впечатление. Несмотря на эти недостатки, в целом сериал оставил весьма благоприятное впечатление. Однако, припомнив ещё один существенный просчет, я должен отметить, что, не успев дочитать роман до самого завершения (оставалось примерно сто тридцать страниц из восьмисот тридцать), я поспешил узнать, какие актеры воплотили на экране образы героев. И тут меня постигло немалое разочарование – начало сериала ознаменовалось, как выяснилось, вымышленной концовкой романа. Это, пожалуй, уже переходит все границы допустимого. К счастью, я вовремя заметил этот перепуг, увидев первые кадры, демонстрирующие финал романа в самом начале сериала, и успел вовремя остановить воспроизведение. Иначе, зная, что Дмитрию предстоит суд, последние страницы романа потеряли бы всякий интерес, превратившись в бессмысленное перечитывание предрешенного исхода. Это, несомненно, является огромным и вопиющим недостатком, серьезно омрачающим общее впечатление от просмотра.
Признаться, давно не испытывала столь глубокого чувства удовлетворения от просмотра телевизионного проекта, особенно если речь заходит о переосмыслении признанных шедевров. Времена, когда я могла полностью погрузиться в атмосферу классической прозы, ушли еще после знакомства с экранизацией "Идиота". Однако, этот сериал оставляет неизгладимое впечатление. Я совершенно не ожидала, что Юлия Горобченко сможет столь искусно справиться с задачей, воплотив на экране столь сложный и многогранный образ. Анатолию Белоснежному, как всегда, удалось порадовать своей безупречной игрой, полностью соответствовавшей ожиданиям. Талантливая триада в лице Екатерины Деревянко, Анны Голубевой и Юлии Исаковой, пожалуй, заслуживает еще более восторженных отзывов, чем те, что им адресуются. Однако, если честно, Лена Лядова не смогла пробудить во мне ожидаемого эмоционального отклика. Сложно поверить, что персонаж мог бы утратить рассудок из-за столь сдержанной и, на мой взгляд, не вполне уместной интерпретации Грушеньки. Мне кажется, для этой ключевой роли можно было бы найти актрису более органичную, более способную передать всю глубину и противоречивость характера. Нельзя, конечно, назвать игру Лядовой бездатной, однако она, к сожалению, не достигла той высоты, на которую я возлагала надежды. В эпоху повсеместного и, порой, бездумного производства телевизионных сериалов, особенно ценны и воодушевляют те редкие проекты, которые становятся настоящими эталонами, демонстрирующими подлинное мастерство и художественную завершенность. Они словно оазисы в море однообразия, дарящие зрителям истинное наслаждение и возвращающие веру в возможности современного кинематографа.