7.98 4310
7.20 67

Сериал Открытая книга (1977) онлайн

Актеры:
Ия Саввина, Наталья Дикарева, Юрий Богатырёв, Алексей Васильев, Георгий Тараторкин, Елена Соловей, Олег Табаков, Всеволод Сафонов, Михаил Погоржельский, Леонид Неведомский, Олег Янковский, Владимир Басов ст., Нина Ургант, Роман Громадский, Елена Драпеко, Олег Ефремов (I), Сергей Заморев, Александр Калягин, Инна Кондратьева, Ирина Мазуркевич, Георгий Тейх, Валерий Кравченко, Станислав Соколов (I)
Режисер:
Виктор Титов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1977
Добавлено:
сериал полностью из 9 (16.03.2018)
О чем сериал «Открытая книга (1977)»
История этого захватывающего драматического сериала повествует о выдающейся фигуре в отечественной науке – Анне Соколовой, чье имя, некогда прославлено благодаря фундаментальным исследованиям, посвященным холере и ее разрушительному влиянию. Ее новаторские труды стали краеугольным камнем для совершения поистине революционного прорыва в области медицины. Именно благодаря ей, в далеком 1942 году, Советский Союз впервые получил возможность распоряжаться пенициллином, антибиотиком, который мгновенно стал предметом ожесточенного спроса и положил начало массовому производству. За завесой громкой победы и всеобщего признания скрывается немало усилий, потраченных на кропотливую работу, на годы напряженных исследований, требующих не только интеллекта, но и несгибаемой воли. Открытие столь тонких и сложно устроенных механизмов поведения болезней и вирусов – задача, достойная титанов науки. Повествование переносит нас в умиротворенный уголок России, в провинциальный городок Лопахин, где время словно замедляет свой бег. На рубеже веков, доктор Павел Лебедев, повидавший немало и переживший немало в своей долгой врачебной практике, неожиданно обнаруживает свою преемницу. Судьба свела их посредством легкого ранения, полученного юной Татьяной Власенковой. Целебное прикосновение доктора Лебедева не только исцелило физические повреждения, но и дало старт глубокой духовной связи. Восстанавливая свои силы, Татьяна постепенно интегрировалась в жизнь доктора, становясь слушателем его просветительских бесед. Он щедро делился с ней знания о науке, о многогранной медицине, раскрывая тайны биологии и анатомии. Нежная душа Татьяны, жаждущая знаний, с головокружительной скоростью поглощала информацию, и осознание собственной миссии – связать свою судьбу с наукой – нарастало с каждым днем. Спустя годы усердного обучения и самоотверженной работы, Татьяна, уже доктор Власенкова, совершила сенсационное открытие, которое радикально изменило парадигму лечения и дало человечеству надежду на избавление от смертельных недугов. Её вклад стал бесценным даром для всего мира, навсегда вписанным в анналы медицины.
Рецензии
Полагаю, как и многие зрители, я вынужден признать парадоксальность сложившейся ситуации: фильм, безусловно, заслуживает внимания, однако, сопоставляя его с литературным первоисточником, я не могу позволить себе высокую оценку. Визуальная составляющая, несомненно, убедительна – операторская работа восхищает, открывая взору живописные пейзажи, а музыкальное сопровождение, написанное Николаем Мартыновым, создает неповторимую атмосферу. Тем не менее, именно режиссерский подход и выбор актерского состава вызывают у меня серьезные сомнения. Драматический стержень повествования, столь мощный и глубокий в прозе Каверина, в кинематографической интерпретации выглядит несколько приглушенным, лишенным той резонансной силы, которая свойственна оригиналу. Многие, собственно, и ценят фильм именно за то, что он опирается на незаурядный роман Каверина, чья основа отличалась особой проницательностью. Ирония заключается в том, что величие произведения заключается в мастерском умении автора закрутить сюжет, а вот завершение романа, к сожалению, не столь филигранно. Кинематографический формат, по своей природе ограниченный, неспособен передать всю нюансированность и тонкость литературного текста. Фильм, словно бы, транслирует готовую модель, не внося в нее ничего принципиально нового, что, как правило, негативно сказывается на итоговом впечатлении. Создавая фильм, авторы не смогли бы избежать шероховатостей романа, которые в книге воспринимаются едва уловимо, но проявляются с особой остротой на экране. Это напоминает попытку загрузить данные в устаревший формат, неспособный их полностью отобразить. Требовалась серьезная адаптация. Нельзя также игнорировать и очевидную политическую цензуру, которой подвергся фильм. В романе Каверина все острые моменты были затронуты, хотя и с дипломатическим изъяном, не позволяющим поспешных оценок и категоричных суждений. Фильм, напротив, был адаптирован для восприятия советской публики. Образы злодеев, столь зловещие и отталкивающие в романе Каверина, пронизанные пошлостью и антиобщественным бунтом, в фильме предстают перед нами в упрощенном виде. Актер Янковский, исполняющий роль одного из главных антагонистов, не вызывает той глубинной неприязни, которую мы ожидали. Его персонаж, словно бы, был выведен из тени, но лишился той сложности и многогранности, которые придавали ему первоначальную силу. Возможно, это и к лучшему, поскольку игра в отрицательных ролях может сильно влиять на психологическое состояние актеров. Тем не менее, нам остается лишь сожалеть о потере той мрачной атмосферы, которая должна была царить в фильме. Персонаж Тараторкина, в книге Каверина изображенный как типичный представитель еврейской культуры, на экране предстает несколько иначе. Каверин проявил особое мастерство в создании этого образа, выразив своеобразную дань уважения Толстому и его персонажу Левину, чья порой комичная натура вызывала смех у читателей. В фильме же задумка представлялась противоположной: персонаж Львов по фамилии – русский, но по сути – еврей. Не удалось передать и той глубокой трансформации, перехода в состояние святости, которая произошла с героем после пережитых трагических событий. Тема любви также кажется недостаточно раскрытой. Опять же, я неизбежно сравниваю фильм с первоисточником. Перед нами трехчастная производная от реальной жизни. На основе трагической истории Ермольевой был написан роман, на основе романа – создан фильм, а уже фильм воспринимается зрителем. Это долгий и сложный путь. Естественно, мы не вправе судить обо всем однозначно. В реальности произошла трагедия Ермольевой, в романе мы увидели боль, отраженную в образе Тани Власенковой, а в фильме – мелодраматичную историю. И это не игра слов, не метафоры, а констатация факта. Поэтому, зная гений Каверина, я не могу позволить себе высокую оценку фильма. Взрослую Татьяну сыграла Ия Саввина, и многие утверждали, что молодая актриса, исполнявшая роль Тани, выглядела более серьезно и реалистично. Однако, настоящая Ермольева, на мой взгляд, больше напоминала героиню Ии Саввиной, с ее особой, диковинной харизмой. Зрительский стереотип сыграл свою роль, и многие решили, что актриса не смогла раскрыть потенциал роли. В заключение могу лишь сказать, что просмотр фильма стоит того, но гораздо более полезно будет ознакомиться с первоисточником. В любом случае, хорошо, что непростые произведения экранизируют. Спасибо авторам за это начинание. Желаю всем приятного просмотра.