
8.17
7349
8.70
11000
Сериал Шоа /Shoah/ онлайн
Холокост
Актеры:
Симон Сребник, Майкл Подчлебник, Мотке Зайдль, Ханна Зайдль, Ян Пивонски, Итжак Дугин, Ричард Глейзер, Паула Бирен, Пана Питыра, Пан Филипович
Режисер:
Клод Ланзманн
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Франция, Великобритания
Вышел:
1985
Добавлено:
сериал полностью из 11
(17.10.2017)
О чем сериал «Шоа»
Вам предоставляется исключительная возможность погрузиться в трагическую летопись минувшего столетия, стать свидетелем премьерного показа первого сезона документального проекта "Шоа". Это не просто повествование о прошлом – это глубокое, пронзительное исследование событий, оставивших неизгладимый след в истории человечества.
"Шоа" – это цикл, посвященный периоду Второй Мировой Войны, эпохе, когда многолетняя вражда между еврейским народом и нацистской Германией достигла своего апогея, разразившись чудовищным буйством насилия. В это темное время развернулись беспрецедентные масштабы геноцида, когда еврейская община подверглась систематическому истреблению в печально известных фашистских концлагерях.
Однако трагедия разворачивалась шире, чем просто столкновение двух идеологий. В злодеяниях против целого народа находились замешаны люди, представляющие различные национальности, а также те, кто, под гнетом отчаяния и страха, ради сохранения собственной жизни, шел на компромисс, предав свои принципы и попав в сети жестокого режима.
"Шоа" – это исповедь выживших, это хронике судьбы тех, кто оказался беззащитными жертвами безжалостной машины войны, людей, застигнутых врасплох, лишенных возможности обрести спасение. Это попытка запечатлеть невыразимую боль, не передать словами ужас и, прежде всего, сохранить память о тех, кто погиб, чтобы подобная катастрофа никогда не повторилась. Мы приглашаем вас принять участие в этом важном и душераздирающем путешествии в глубины человеческой трагедии. Рекомендуем к просмотру
Рецензии
Настоящий проект затрагивает тему, пронизанную скорбью – трагическую и душераздирающую главу в анналах человеческой истории. Эта тема способна потрясти самые прочные устои, оставив неизгладимый след в сознании даже самого бесчувственного наблюдателя. Попытка осмыслить произошедшее, погрузиться в пучину страдания, вызывает отторжение, болезненное сопротивление разума, стремящегося отгородиться от ужаса. Я, чувствительный к чужому горю, воспринимаю эту трагедию не как отдельные эпизоды, а как национальную катастрофу, глубоко ранящую мою душу. Однако, познание истины, пусть и столь горькой, является неотъемлемым долгом перед прошлым, перед будущим, – ибо лишь осознание масштабов трагедии способно предотвратить ее повторение.
Искусство, в лице кинематографа, многократно обращалось к этой теме, создавая произведения, наполненные драматизмом и психологической глубиной. «Список Шиндлера», «Пианист» и множество других, менее известных, но не менее пронзительных полотен, воссоздают атмосферу нечеловеческих страданий и всепоглощающего страха, царивших в те ужасные годы. Фрагменты, рожденные гением Адорно, отражали непостижимую природу трагедии, настолько ошеломляющую, что любые попытки вербализации казались бессмысленными, лишенными возможности передать всю полноту горя. Он справедливо отмечал немыслимость описания такого события, так как само творчество не могло родиться в условиях всепоглощающей скорби. Это было чудовищное прошлое, навсегда запечатленное в памяти поколений, ставшее личной трагедией каждого, вокруг которой возникло тягостное молчание свидетелей и виновных. Подобное состояние, вызванное непомерным ужасом, представляется вполне закономерным.
Гибель невинных, людей, не принимавших участия в военных действиях, воздвигла стену молчания, преграждая путь к открытому обсуждению произошедшего. Картина Анджея Вайды, «Пейзаж после битвы», стала знаковым произведением, поднимающим вопрос о цене выживания в концлагере и о способности человека сохранить человеческое достоинство после пережитого кошмара. Предлагалось лишь одно решение – забвение, отречение от прошлого, отказ от воспоминаний. Однако, исцеление оказалось невозможным для многих, чьи души были навеки омрачены ужасами лагерей.
В 1985 году на экраны вышел монументальный документальный проект Клода Ланзманна, являющийся уникальным в своем роде. Вместо традиционных изображений массовых захоронений и ужасающих сцен насилия, он предложил зрителю соприкоснуться с историями выживших – евреев, немцев, непосредственно участвовавших в уничтожении людей, и поляков, ставших свидетелями трагедии. Их рассказы, кажущиеся противоречивыми и порой несовместимыми, формируют сложную и многогранную картину событий. Неоднозначны и свидетельства поляков, утверждающих о попытках помощи евреям, в то время как евреи рассказывают о насмешках и радости по поводу их страдания. В попытке отделить правду от вымысла, создатели проекта обращают внимание на невербальные сигналы – жесты, мимику, интонацию. Однако, очевидно, что каждый из них имеет свою правду, сформированную личным опытом и восприятием. Ланзманн же умело задает вопросы, обнажающие внутренние противоречия и подсознательные мотивы, позволяя говорящим самим раскрыть свою истинную сущность. И, к сожалению, нередко, эти откровения пронизаны чувством облегчения и радости от того, что ужасы войны остались позади. В Польше, принятие этого проекта было встречено с крайней враждебностью, породив волну ненависти в адрес создателей, чьи слова, даже если и шокирующие, вызвали неприятие. Типичная реакция заключалась в признании, что исчезновение евреев улучшило ситуацию в стране, что, однако, сдерживалось попытками оправдания действий, совершённых на их счёт. Трагическая история машиниста, чья попытка помочь еврею была прервана жестокой расправой, демонстрирует нечеловеческие условия, в которых существовали люди и, подчеркивает необходимость материальной компенсации, чтобы снизить психологическую нагрузку.
Вопросы, касающиеся немецкой ментальности и мотивов людей, непосредственно участвовавших в трагедии, вызывают глубокий интерес. Исповедь немецкой женщины, открыто выражающей свою ненависть к виновным и признающейся в страхе перед осуждением, является ярким примером раскаяния и неспособности примириться с прошлым. Разумеется, есть и те, кто отрицает свою причастность, но факты говорят об обратном. Особое внимание привлекает интервью с немецким офицером, служившим в Треблинке, который, будучи уверенным в отсутствии съемок, подробно описывает процесс внедрения газовых камер, являвшихся, по его словам, более гуманным решением по сравнению с расстрелами. Эта система позволяла каждому участнику дистанцироваться от совершенных злодеяний, переложив ответственность на других.
Проект не щадил никого, обнажая самые неприглядные аспекты человеческой природы. Свидетельства евреев рассказывают о борьбе за выживание, о жестокости и предательстве, о каннибализме и отчаянии. Одна из героинь рассказывает о том, как в тринадцать лет она потеряла всех близких и осталась одна на всем белом свете. Такая ситуация обнажает систему, которая способна отделить одних от других, определяя, кто достоин жить, а кто – нет. Реакция немецкой офицерши, отмазавшейся молодостью и отсутствием осознания происходящего, подчеркивает безразличие и апатию, которые позволяли людям соучаствовать в преступлениях против человечества.
Происшедшее трудно уложить в рамках современной морали, в самом сердце Европы, в самом центре цивилизации, развернулись события, противоречащие всем представлениям о гуманизме и справедливости. Поражает безразличие, апатия и способность людей абстрагироваться от происходящего, перекладывая вину на других, вместо того чтобы признать свою причастность. Немецкое общество находилось в состоянии оцепенения, совершая чудовищные поступки без малейшего осознания их последствий. Попытки объяснить подобное состояние не дали однозначного ответа, социологическое исследование так и не смогло выявить истинные причины произошедшего.
Бескрайние пейзажи, сопровождающие рассказы, создают контраст между красотой природы и ужасом трагедии, вызывая чувство тревоги и предчувствия. Показываются места, где везли людей на верную смерть, где их мучили и убивали. Железная дорога, ведущая в лес, к лагерю, которого больше нет, уступает место зеленой траве и стройным деревьям, словно прикрывая следы преступления. Надпись, нацарапанная на стене барака: «Ни кому не выйти отсюда живым», является напоминанием о невозвратности времени и трагичности произошедшего. Надежда живет в осознании того, что добро смогло одержать победу над злом, и что выжившие смогли донести до нас правду о тех страшных годах.
## Отзвуки Тьмы: Размышления о "Холокосте" Клода Лазманна
Трагедия Холокоста – зияющая рана в исторической памяти человечества, потрясение, способное расколоть самые крепкие стены безразличия. Удивительно, как часто необходимость столкнуться с неопровержимыми свидетельствами этих ужасных событий вызывает бурю эмоций и переоценку ценностей. Неудивительно, что тема геноцида нашла отражение в многочисленных кинематографических проектах, документальных хрониках и художественных лентах, ведь знание и память – наша главная защита от повторения кошмарной истории. Именно осознание этой ответственности побудило Клода Лазманна, спустя сорок лет после окончания Второй мировой войны, предпринять путешествие по польским лагерям смерти, в поисках живых голосов, сохранивших отголоски той нечеловеческой трагедии. Благодаря его самоотверженному труду, мы имеем уникальную возможность погрузиться в атмосферу ужаса, почувствовать отзвуки страданий и ощутить тяжесть потерь, постигших еврейский народ. Данный сериал представляется одним из наиболее правдивых и достоверных свидетельств о чудовищном преступлении, о планомерном искоренении целой нации. Для создания этого документального полотна Лазманну пришлось преодолеть невероятные трудности, ведь поиск выживших, готовых вновь открыть шрамы прошлого, – задача не из легких. Многие не желали говорить, вновь погружаясь в пучину боли и отчаяния, которую они пережили. В результате его кропотливого труда мы получили возможность услышать их свидетельства, понять механизм уничтожения и осознать масштаб человеческих жертв.
Несмотря на свою несомненную значимость, сериал не лишен определенных недостатков, требующих тщательного рассмотрения. Первое, что бросается в глаза – его чрезмерная продолжительность, достигающая десяти часов. Такой объем материала создает серьезные препятствия для зрителя, поскольку не каждый готов выделить столь значительное время для просмотра, особенно учитывая важность доведения повествования до логического завершения. Неудивительно, что проект не вызвал широкого обсуждения и не получил большого количества отзывов. Обещание захватывающего погружения в историю Холокоста, которое подкупает в описании, в итоге оказывается несколько обманчивым. Многие эпизоды оказываются затянутыми и, по сути, бесполезными, создавая ощущение ненужной скуки.
Вопрос о причинах этой затянутости не требует сложных рассуждений. На протяжении всего сериала зритель практически не покидает пределов трех крупнейших польских лагерей смерти: Треблинки, Хелмно и Освенцима. Повторяющиеся пейзажи, серые стены и бесконечные железнодорожные пути создают ощущение монотонности, которое усугубляется неторопливым комментарием ведущего и его неспешные беседы с очевидцами. Перевод, выполненный не синхронно, а последовательно, еще больше увеличивает восприятие времени. Бесцельные разговоры, отклоняющиеся от темы, наводят на мысль о бессмысленной трате времени. Ведущий обращается к полякам, не имеющим непосредственного отношения к трагедии, увлекаясь рассказами о повседневной жизни и мелочах, не имеющим отношения к теме. И при этом, акценты ставяться на визуальные портреты собеседников, которые, явно, не добавляют глубины и эмоциональной насыщенности повествованию. Другой «фишкой» сериала является долгое и излишнее мусорение одной и той же темы, хотя представляющаяся информация и не является особенно значимой. Неизмеримое количество времени отводится обсуждению незначительных деталей, вроде расписания поездов и устройства газовых камер. Все это вместе формирует ощущение скуки и отталкивает зрителя, которому хочется увидеть драматичное, понятное и информативное изображение Холокоста, а не бесконечную череду незначительных подробностей.
К тому же, в сериале проскальзывают эпизоды, вызывающие вопросы о тактичности и деликатности. Ведущий, по идее, должен был сосредоточиться на беседах с жертвами, с теми, кто пережил кошмар и до сих пор хранит его в памяти. Да, они не в силах сдерживать слезы и проявлять эмоции, ведь речь идет о невообразимой жестокости и бесчеловечности. К разговору с такими людьми следовало подходить с максимальной осторожностью и пониманием. Однако создатели проекта, видя, как собеседник охвачен слезами и находится в состоянии эмоционального кризиса, продолжают задавать вопросы, заставляя его вновь погружаться в пучину ужаса и отчаяния. Наблюдать за этим крайне неприятно и болезненно. Более того, создатели идут дальше, создавая вопиющий контраст между агонией еврейского народа и радостными кадрами, где поляки машут в след уходящим вагонам, направляющимся в газовые камеры. Диалоги с этими людьми лишены всякой сочувствия, они открыто выражают свою радость по поводу происходящего. Это не только отвратительно, но и не поддается логическому объяснению. Возможно, эти кадры не стоило показывать, или, по крайней мере, их следует было представить в более мягкой форме.
И все же, именно благодаря этому сериалу мы получили возможность понять и ощутить всю глубину и драматизм событий, увидеть все в мельчайших деталях и осознать, как работала эта смертельная машина. Признаться, при чтении книг или изучении биографических записей ощущения совершенно другие. Здесь перед нами – живые люди, участники трагедии, рассказывающие о пережитом. Именно в эти моменты понимаешь всю тяжесть, весь ужас, всю бесчеловечность произошедшего. Поэтому, я могу с уверенностью сказать, что данный сериал необходим и крайне важен для всех нас и будущих поколений. Он дарит нам возможность увидеть тех, кто творил зло, и тех, кто его пережил, услышать как комментарии немецких офицеров, так и воспоминания евреев, сумевших выжить. Невозможно передать словами всю боль, весь страх, всю трагедию. Вопрос, что заставило Гитлера и его последователей считать, что имеют право решать, кто достоин жизни, остается без ответа. Данный проект с предельной точностью и ясностью демонстрирует эти события, позволяя нам прочувствовать весь масштаб трагедии и осознать тяжесть пережитого. Глубоко огорчает тот факт, что все это случилось не так давно в относительно цивилизованном мире, и это усиливает чувство безысходности. Я скорблю и переживаю вместе с еврейским народом, понесшим страшные потери.