6.99 1622
7.10 59

Сериал Хождение по мукам (1957) онлайн

Актеры:
Руфина Нифонтова, Нина Веселовская, Вадим Медведев, Николай Гриценко, Виктор Шарлахов, Владимир Муравьев, Владлен Давыдов, Павел Винников, Сергей Яковлев, Вадим Яковлев
Режисер:
Григорий Рошаль
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1957
Добавлено:
сериал полностью из 3 (24.07.2017)
О чем сериал «Хождение по мукам (1957)»
Временем своего создания, 1957 год, этот проект являлся своеобразной хроникой событий, запечатлевших драматичные перипетии далекого 1814 года. В эпицентре повествования – изысканная, но расколотая петербургская аристократия, чьи внутренние раздоры грозили перерасти в колоссальную катастрофу. Представители различных сословий, движимые личными амбициями и корыстными мотивами, вступают в ожесточенную схватку, где собственные интересы затмевают общечеловеческие ценности. Невообразимо, но именно стремление к доминированию, борьба за власть и первенство, способны подточить фундамент государственной структуры, повергая общество в пучину нужды и зарождая, подобно слабой искре, надежды на грядущие преобразования. В фокусе внимания зрителя – жизненные пути Екатерины и Дарьи Булавиных, двух сестер, кардинально непохожих внешне, но объединенных схожими жизненными устремлениями. Екатерина, супруга Смоковникова, известного и уважаемого адвоката, переживает глубокий экзистенциальный кризис. В душе юриста, казалось, угасла жажда жизни, оставив лишь ощущение покинутости и отчужденности, подтолкнув его к мрачным размышлениям о прекращении существования. Лишь своевременное вмешательство Вадима Рощина, храброго офицера, спасает адвоката от гибельной участи. Тем временем, Дарья, покинув столицу, отправляется в Самару, где вновь встречает Ивана Телегина, личность, хранящую для нее значимую главу в прошлом. Время неумолимо движется вперед. Восемнадцатый век, эпоха перемен и надежд, предвещает грядущие потрясения, предвестники бури, которая неминуемо обрушится на Россию – революция! Громадные исторические процессы зреют, готовые взорваться и навсегда изменить облик страны.
Рецензии
Признаться, я не склонен к однозначным суждениям, касающимся экранизаций. Выбрать лучшую версию – задача, требующая излишней категоричности, а я подобным упрощениям не подвержен. В связи с этим, затрагивать работу Ордынского не стану. Однако, речь пойдет о фильме 1957 года – произведении, которое в юности вызвало во мне бурю эмоций, а с годами мое отношение к нему трансформировалось, смягчилось, но не ослабело. Не могу отрицать, что художественная ценность этого произведения остается неоспоримой и по сей день. Перед нами развернулась грандиозная, масштабная трилогия, попытка воплотить в жизнь монументальный роман Алексея Толстого. Представьте себе задачу: уместить в три серии, длительность каждой из которых составляет час сорок минут, весь объем этого эпического полотна! Это поистине титанический труд, ведь повествуется о переломных моментах истории, о глобальных трансформациях, и каждый эпизод необходимо было уместить в сжатой, а порой и неизбежно обрезанной форме. Неудивительно, что для зрителей, не знакомых с первоисточником, восприятие происходящего могло оказаться несколько затруднительным. Несомненно, у фильма огромный ряд преимуществ. Авторы проявили незаурядную изобретательность, приложив колоссальные усилия для создания этой картины. Зрителя поражает яркость визуального ряда, обилие действующих лиц, роскошные костюмы, внимание к мельчайшим деталям, стремление к максимальной естественности в съемках. Нельзя не отметить и блестящую игру актеров – советские фильмы всегда славились безупречным мастерством, а бюджет, хоть и выделялся под отчет, позволил создать произведение достойного качества. Конечно, специфика актерской игры того времени имеет свои особенности: некоторая театральность, гипертрофированная выразительность лиц, граничащая порой с комичностью – все это было характерно для эпохи и ни в коем случае не является недостатком. Однако, при всей симпатии к фильму, необходимо отметить существенную рассогласованность интерпретации романа. Художественная адаптация привела к упрощению сюжета, доведенного до карикатуры. Белые силы изображены в отвратительном свете, словно первобытные хищники, в то время как красные показаны в ореоле праведности. В романе же картина значительно сложнее и многограннее. Например, сцена с подстреленной женщиной, держащей ребенка, представлена в фильме совершенно дьявольски, а Ротмистр Мекке превращен в воплощение зла, лишенное каких-либо мотиваций, превратившись в бездушного фашиста и карателя. Слишком много было изменено, слишком много осталось за кадром. В фильме, например, появляется эпизод, где Корнилов поднимает вопрос о необходимости карательных отрядов, чего нет в романе. Также, Деникин, генерал, выступавший против расстрелов пленных, в фильме отдает приказ о тайной расправе. Подобные вольности с первоисточником вызывают возмущение. И кажется, что нужно воскликнуть: "Не годится, товарищи, так поступать!" Офицеры, в фильме предстают красивыми внешне, но по сути низкими, отталкивающими и даже отвратительными. Конечно, в фильме были и недочеты, ляпы. Но я не буду о них распространяться, принимая во внимание, что использование декораций вместо реальных локаций было вынужденной мерой, прибегая к которой не были чужды и зарубежные кинематографисты той эпохи. При сравнении книги и фильма, очевидно, что оригинальный роман значительно превосходит экранизацию. Многие предпочтут просмотреть фильм, в то время как далеко не все найдут время для чтения. Это, безусловно, парадоксальная ситуация, ведь кино навязывает зрителю свою интерпретацию, формируя искаженные образы центральных персонажей. История, как известно, подвергается переосмыслениям везде. В картине снялись великолепные актеры и актрисы. Руфина Нифонтова, Николай Гриценко, покорили меня своей игрой, их герои, Катя и Рощин, представлены на высочайшем уровне. Михаил Козаков продемонстрировал свое мастерство, Наталья Кустинская порадовала своим присутствием. Несомненно, упрощение характеров — необходимое условие для создания киноадаптации, но порой эта тенденция доходит до абсурда, и персонажи, такие как Лева Задов, Махно и Сорокин, предстают перед зрителем в комичном, гротескном свете. Я рекомендую посмотреть этот фильм, но призываю также прочитать книгу, которая содержит гораздо больше информации, подробностей и помогает глубже понять смысл произведения, раскрывает больше персонажей и позволяет уловить истинный замысел автора.